Впервые в костях динозавров найдены клетки возрастом 75 миллионов лет

Открытие свидетельствует о том, что сохранность органических структур в окаменелостях — явление частое

В Канаде на территории Парка динозавров ученым смогли обнаружить в костях динозавра мелового периода структуры, которые напоминают красные кровяные тельца и коллагеновые волокна. Находки позволяют по-новому взглянуть на устройство тела древних живых существ. О своем сенсационном открытии палеонтологи сообщили в журнале Nature Communications.

nature.com (Sergio Bertazzo)

Для того, чтобы найти следы органики, клеток и прочих элементов динозавровой плоти исследователи придумали особый метод анализирования фотоснимков, которые получаются с помощью электронного и ионного микроскопов. Последний применяется в ИТ-индустрии при выискивании дефектов в чипах.

Таким образом, британцы сделали это удивительное открытие не вследствие обнаружения окаменелостей, а благодаря уникальному методу анализа останков динозавров, а также забытым вот уже как сто лет экспонатам из Музея естествознания в столице Великобритании.

Принято считать, что белковые молекулы распадаются быстро и сохраняются в окаменелостях не дольше четырех млн лет. После чего остаются фрагменты, которые не могут дать особых представлений о белковой структуре.

Ученый Сержио Бертацо вместе с коллегами, изучая плохо сохранившиеся кости древних рептилий, заметил довольно необычные яйцевидные образования с весьма плотным ядром. На ум сразу же пришли эритроциты.

Исследователи стали сравнивать их с капелькой крови ныне живущего страуса - в ионном масс-спектрометре они напоминали красные кровяные тельца страуса эму.

nature.com (Sergio Bertazzo)

Ученые тут же схватились за аргумент, говорящий в пользу теплокровности вымерших динозавров.

В еще одном фрагменте кости обнаружились волокнистые структуры, похожие на спираль коллагеновых волокон. Так как устройство этого белка у различных групп животных различается, палеонтологи обзавелись возможностью сформулировать новый инструмент классификации рептилий.

Эксперты прибегали к нескольким аналитическим техникам. Местонахождение и состав мягких тканей в окаменелых остатках устанавливали при помощи электронного микроскопа. Далее ионным пучком лаборанты рассекали образцы и рассматривали их структуру.

"Теперь же нам нужны дальнейшие изыскания, так как мы хотим выяснить чем в действительности могут быть структуры, которые мы наблюдаем внутри костей динозавров. Однако мы считаем, что они сравнимы с красными кровяными клетками и волокнами коллагена. И если мы сможем подтвердить это, тогда в наших руках окажется новый способ окунуться в прошлое динозавров и осмыслить то, как они росли и развивались", подчеркнул Бертацо.

Руководитель исследования рассматривает окаменелости. Фото: Laurent Mekul