Воскресший модуль «Филы» предложили переименовать в «Лазаря»

Аппарат спал семь месяцев и наконец проснулся

Европейское космическое агентство (EКА) сообщило сенсационную новость: космический аппарат Philae («Филы») вышел на связь с Землей с кометы Чурюмова-Герасименко спустя семь месяцев сна.

Аппарат спал семь месяцев и наконец проснулся
Фото опубликовано пользователем @ESA_Rosetta

Напомним, что посадочный модуль отделился от межпланетной станции Rosetta 12 ноября 2014 года после 10 -летнего перелета. Посадка хоть была мягкой, но все-таки неудачной, «Филы» не закрепился за грунт, его отнесло в теневую область, где он и уснул без необходимого количества солнечного света для подпитки батарей. Спустя семь месяцев, комета развернула «Филы» к Солнцу, и спавший все это время модуль проснулся. Это, по словам специалистов, которые тут же стали обсуждать событие в сети, уже является чудом: «Никто не ожидал, что электроника окажется способной выжить после долгих месяцев холодной спячки!», «Давайте переименуем «Филы» в «Лазаря»!». Впрочем, новый контакт с «Филы» был очень кратким — он проработал всего 85 секунд. Видимо, аппарат снова отвернулся от Солнца вместе с вращающейся кометой. Вот, что передал «Филы» через ретранслятор орбитальной станции «Розетта»: «Привет Земля! Ты меня слышишь?». Таким шутливым переговорам с землей специалисты ЕКА обучили его еще до спячки, и вот теперь модуль продолжил игру. Он располагает 8000 пакетами данных о свойствах кометы Чурюмова-Герасименко. Теперь ученые ждут, когда появится возможность их расшифровать.

Какие же знания мы сможем получить благодаря воскресшему аппарату? По словам главного научного сотрудника Института космических исследований РАН Леонида Ксанфомалити, на эту миссию были возложены большие надежды: ни много-ни мало изучение первозданной Вселенной. Ведь кометы, особенно такие, как Чурюмова-Герасименко, которые летают в три раза дальше от Солнца, чем Земля, мало изменились за последние 4 миллиарда лет.

- Их еще называют «грязными снежками», - говорит Ксанфомалити. - Еще «Розетта» с орбиты «разглядела» необычное покрытие ядра кометы — тонкий слой «снежного пепла». Это конденсат из паров воды, который при отсутствии на комете силы тяжести не оседает, а приклеивается друг к другу частица за частицей, образуя слой рыхлого, словно пепел, покрытия. Когда на Чурюмова-Герасименко садился модуль «Филы», его встречала настоящая антарктическая температура - -70 градусов по Цельсию. Была надежда, что аппарат воткнется в грунт специальными приспособлениями. Но все три посадочных устройства отказали, - аппарат спружинил и отлетел в сторону от намеченного места. Он оказался в какой-то темной яме, куда не попадали солнечные лучи. Спустя 60 часов, у солнечных батарей «Филы» кончился заряд и он «впал в спячку». Специалисты действительно уже и не надеялись, что когда-нибудь удастся его реанимировать. Как вдруг: «Привет, Земля!». В свое время, еще до «летаргического сна», сотрудника ЕКА обучили «Филы» разговаривать с ними на человеческий манер. Посредством цифровых выражений, он мог вести с Землей диалоги типа: «Привет, я — аппарат «Филы», я живу на комете...» и вот теперь «ученик» сильно порадовал своих учителей, проснувшись и весело заявив о себе.

Оказалось, что за прошедшие семь месяцев «Филы» вместе с кометой приблизился к Солнцу настолько, что накопившейся энергии хватило для передачи кратковременного сигнала, который длился чуть больше минуты — 85 секунд.

За это время на Земле узнали о его рабочей температуре, которая составляет -35 градусов Цельсия, и имеющихся в запасе 24 ватт энергии. Интересно, что «Филы» проснулся еще за трое суток до сеанса связи, предположительно 10 июня. Он подавал явные признаки жизни, накапливая какие-то данные. Потом выяснилось, что это и есть 8 тысяч пакетов информации о комете. К сожалению, лишь подразнив своих создателей, аппарат снова отключился. Теперь остается ждать, что комета, которая все время вращается, вновь позволит ему накопить достаточно энергии для полноценного сеанса связи.

- Вы говорили, что на комете почти нет притяжения. За счет чего же держится там посадочный модуль?

- «Филы» весящий на земле почти 100 кг, а точнее 98,5 кг, весит на комете Чурюмова-Герасименко всего 7 граммов. Предположительно он просто стоит на поверхности, а может и застрял своими ногами в какой-нибудь трещине.

- Что смогла узнать с орбиты станция «Розетта»

1.Аппарат определил, что ядро кометы, которое имеет «неправильную» форму, ежесекундно выпускает в окружающее пространство около 300 миллилитров воды.

2. В начале сентября 2014 года после анализа снимков была составлена карта поверхности ядра с выделением нескольких областей, каждая из которых характеризуется особой морфологией.

3. Главным же научным открытием стало обнаружение во льду кометы более высокого по сравнению с земными океанами содержания тяжёлой воды. Этот результат отчасти опровергает принятую теорию о том, что земная вода имеет кометное происхождение.