Космос Илона Маска: что известно про «отца» Falcon 9

Главу корпорации SpaceX cтавят в один ряд с Джобсом и Гейтсом

Американская ракета Falcon 9, которая сгорела во время пуска к МКС в минувшее воскресенье, является детищем корпорации SpaceX – частного подрядчика космического ведомства США. Эту компанию основал и возглавляет Илон Маск – харизматичный изобретатель и предприниматель, один из тех, кто раз за разом замахивается на фантастические проекты и добивается успеха, оставляя позади неудачи. Маск стал кумиром многих. Так кто же такой этот человек?

Главу корпорации SpaceX cтавят в один ряд с Джобсом и Гейтсом

Неудачи у Илона Маска были – например, в 2012 году у ракеты Falcon 9 возникла неполадка двигателей, и был потерян один из двух грузов (вторичный), которые выводила в космос ракета. Совсем недавно, 28 июня 2015 года, очередная Falcon 9 была полностью разрушена на поздней стадии сгорания первой ступени ракеты; вместе с ракетой-носителем был потерян космический грузовой корабль Dragon, который должен был доставить грузы на Международную космическую станцию. Это была третья (считая российские) за восемь месяцев авария грузовиков, направляющихся на МКС. Кое-кто стал говорить о будущем (точнее, отсутствии будущего) МКС в свете ненадежности поставок с Земли.

Илон Маск признал, что в этом году у него был не самый лучший день рождения (он родился 28 июня 1971 года), но неудача его не обескуражила. У этого незаурядного человека – его ставят в один ряд со Стивом Джобсом и Биллом Гейтсом – было гораздо больше блестящих удач и революционных прорывов, чем фиаско. «Удивительно, – говорит директор Федерации коммерческих полетов в космос Эрик Сталлмер, – насколько успешный послужной список наработала SpaceX. Всегда будут скептики – те, кто обязательно скажет: «Я же вам говорил!», но это не сможет остановить SpaceX и другие коммерческие компании, которые сегодня задают тон в этом бизнесе».

Неудачный пуск ракеты SpaceX с мысла Канаверал во Флориде наблюдал с орбиты экипаж МКС. Один из членов экипажа, американский астронавт Скотт Келли, лаконично написал в своем Твиттере: «Космос – трудная штука». Несмотря на российские и американские аварии последнего времени, на МКС собираются лететь (22 июля) еще трое космонавтов – их доставит корабль «Союз»; в составе экипажа будет астронавт НАСА Келль Линдгрен.

НАСА сделала ставку на частных подрядчиков в 2011 году, когда «ушел на пенсию» последний шаттл. Новые корабли многоразового использования нужны космическому ведомству США для доставки на МКС не только грузов, но в первую очередь астронавтов. Нынешняя полная зависимость в этом плане от России с ее «Союзами» воспринимается американцами как непозволительная стратегическая уязвимость, поэтому в стадии разработки и летных испытаний находится сразу несколько космических аппаратов. Компании SpaceX и Boeing получили от НАСА многомиллиардные контракты на обеспечение до конца 2017 года доставки астронавтов на МКС. По словам Билла Герстенмайера, руководителя программы пилотируемых полетов НАСА, неудачный запуск ракеты 28 июня будет по-своему полезен: он позволит НАСА извлечь важные уроки на будущее, которые будут учтены, прежде чем люди полетят в космос на борту коммерческих кораблей.

Приход в космическую отрасль негосударственных компаний – инновационный прорыв. И, как это бывает с любым прорывом, за ним стоят конкретные люди с неординарным, смелым мышлением. То, что SpaceX в 2010 году впервые вывела космический корабль (Dragon) на орбиту, а в следующем году получила контракт НАСА, является в первую очередь заслугой основателя компании Илона Маска.

У Илона Маска необычная биография. Он родился в Южно-Африканской Республике. Уже в 10-летнем возрасте приобщился к компьютерным знаниям и начал изобретать. Два года спустя юный программист-самоучка продал свое первое изобретение – программу для видеоигры. После окончания средней школы в 18-летнем возрасте он переехал в Канаду, где получил канадское гражданство благодаря тому, что в Канаде родилась его мать. В 19 лет он поступил в Королевский университет в Кингстоне, провинция Онтарио, но уже через два года перевелся в Университет штата Пенсильвания: его деятельная натура стремилась к тому размаху, который возможен только в США. Там он получил две степени бакалавра – по физике и экономике, после чего в 1995 году поступил в Стэнфордский университет (штат Калифорния) в аспирантуру по прикладной физике. Но буквально через два дня учиться ему надоело, и он бросил Стэнфорд, чтобы самостоятельно заниматься бизнесом в тех областях, которые представляли для него интерес: интернет, возобновляемые источники энергии и космос.

Его первой компанией в Америке была Zip2, которая обеспечивает онлайн-паблишинг для СМИ и издательств. Далее он стал одним из сооснователей глобальной платежной системы PayPal, которой сегодня пользуются миллионы людей во всех уголках Земли. Он является главным исполнительным директором и «архитектором продукции» компании Tesla Motors, которая производит электромобили. Причем вот уже третий год эта корпорация работает с прибылью; ее акции котируются на бирже NASDAQ и пользуются высоким спросом – инвесторы верят в Илона Маска.

Начав с полностью электрического спорткара, Tesla Motors чуть позже запустила электроседан класса люкс, а сейчас готовится к серийному производству «машины для народа» – доступного по цене (примерно $35 000) электромобиля, который поступит в продажу к 2017 году. Кстати, покупатель будет платить даже меньше, т.к. правительство США субсидирует покупку электрокаров.

Илон Маск также является председателем совета директоров SolarCity – компании, которая производит солнечные электропанели и строит подзарядные станции для электромобилей. Он предложил конструкцию принципиально новой высокоскоростной транспортной системы Hyperloop («гипер-петля»), в которую входят индукционный мотор, воздушный компрессор и воздушная подушка. Но самые амбициозные проекты Маска связаны с космосом и авиацией. Один из них предполагает строительство сверхзвуковых самолетов с вертикальным взлетом и посадкой, которые будут приводить в движение электровентиляционные двигатели.

Falcon 9 с космическим грузовиком Dragon взорвалась, не долетев до МКС

Смотрите видео по теме


...28 июня компания SpaceX разместила несколько судов в акватории Атлантики, чтобы наблюдать за приземлением ракеты-носителя Falcon 9 на океанскую платформу. Компания поставила целью сделать не только космические корабли, но и их ракеты-носители аппаратами многоразового использования – чтобы резко снизить стоимость полетов в космос и содействовать более амбициозным космическим программам (типа полетов на Марс). Вместо этого кораблям пришлось заняться вылавливанием обломков от развалившейся ракеты. Но Илон Маск верит в удачу. Он знает, что она приходит только тогда, когда в нее веришь.

Илья Бараникас, Нью-Йорк

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру