Российский ученый не дожил трех лет до открытия предсказанной им частицы

В НИИ ядерной физики МГУ объяснили, что представляет собой пентакварк

В деле изучения материи сделан очередной шаг. Специалисты Европейского центра ядерных исследований (ЦЕРН) открыли в серии экспериментов на Большом адронном коллайдере (БАК) новую частицу — пентакварк. Примечательно, что ранее она была предсказана группой российских теоретиков из Петербургского института ядерной физики имени Константинова Дмитрием Дьяконовым, Максимом Поляковым и Виктором Петровым. «МК» обратился за комментарием открытия к завотделом НИИ ядерной физики МГУ Эдуарду БООСУ.

В НИИ ядерной физики МГУ объяснили, что представляет собой  пентакварк
Фото: официальный сайт CERN

Для начала напомним читателям, что основными элементарными частицами являются электрон, протон и нейтрон, открытые в конце XIX века, 1919 и 1932-м годах соответственно. После них в потоках космических лучей или на земных искусственных ускорителях было открыто несколько сотен других элементарных частиц очень малых размеров и масс. Одной из последних открытых в БАКе частиц стал бозон Хиггса. А на днях, 14 июля физики из коллаборации LHCb, работающие на Большом адронном коллайдере, обнаружили сразу несколько пентакварков.

- К сожалению, один из теоретиков, предсказавший их существование — Дмитрий Дьяконов ушел из жизни три года назад, так и не дождавшись подтверждения своей теории, - говорит Эдуард Боос. - Пентакварк — это новая частица, состоящая из 5-ти кварков (кварк — это составная часть элементарных частиц — Авт.). Для сравнения, у протона и нейтрона по три кварка. Открытый пентакварк оказался в четыре-пять раз тяжелее их — его масса измеряется в 4,4-4,5 тысячи мегаэлектронвольт.Вообще в существовании частиц с пятью кварками нет ничего сверхестественного. Но то состояние, которое предсказали наши теоретики, и которое, похоже, подтвердилось экспериментально, ценно тем, что открытые частицы, похоже, обладают необычно большим временем жизни. Впрочем, это еще требует дополнительного подтверждения.

- В чем важность открытия?

- Оно помогает нам лучше понять микромир.