Кровавая Луна и роковой Меркурий: астроном объяснил странные явления

Наблюдать покрасневший спутник Земли можно будет 28 сентября, а вот столкновение с Меркурием под вопросом

Самая первая планета от Солнца — Меркурий — может в один прекрасный момент столкнуться с Землей или Венерой и навсегда покинуть свой дом — Солнечную систему. Такой прогноз был представлен на днях в Nature группой астрономов из Парижской обсерватории под руководством Жака Ласкара. А еще в понедельник в небе появится кровавая Луна. Эти явления мы обсудили с учеными.

Почему именно Меркурий вдруг оказался на устах у ученых? Что позволило предположить такой исход для планеты, названной в честь бога торговли? И каково влияние красной Луны на землян? Мы поговорили об этом с доктором физико-математических наук, заведующим отделом физики и эволюции звезд Института астрономии РАН Дмитрием ВИБЕ.

Сначала — Меркурий. Слово Дмитрию Вибе.

— Никто не может предсказать движение планет на многие годы (миллионы и миллиарды) вперед по причине того, что в такой перспективе эти движения становятся хаотичными. Хаос этот, конечно, не означает прыжки планет по орбитам, просто в зависимости от тех малых погрешностей, что мы имеем сегодня, в будущем расхождения от нынешних траекторий могут быть совершенно неожиданными.

— То есть это неразрешимый вопрос?

— Да, даже на миллионы лет вперед, не говоря уже о миллиардах, решения этой задачи нет.

— Что же вы тогда скажете о работе Ласкара?

- Она довольно смелая. Несколько лет назад Ласкар взялся моделировать Солнечную систему на несколько миллиардов лет вперед при помощи имеющейся у него компьютерной программы. Но поскольку точного исходного положения у него, как и у всех остальных, нет, он закладывает в программу разные параметры и получает тысячи разных моделей.

К примеру, в одной планета Земля находится в одной точке, в другой — на 20 см впереди, в третьей — на 20 см позади. Точно так же он расставляет по своим орбитам и другие планеты. И вот среди 2501 варианта, полученного им за последние годы, действительно нашлись такие сочетания, при которых с планетами происходят самые невероятные вещи.

— Например, «отфутболивание» Меркурия из Солнечной системы. Как это возможно? Ведь это противоречит всем законам физики.

- Этот вариант, насколько я помню, получился у Ласкара из-за возможности появления резонанса с Юпитером. Сейчас, понятно, это представить сложно, но спустя миллиарды лет расположение планет относительно друг друга может стать таким, что между ними возрастет амплитуда вынужденных колебаний.

Юпитер, по модели Ласкара, эти волны особо не потревожат, а вот маленький Меркурий может быть выброшен их мощным воздействием из Солнечной системы. В момент такого полета возможно столкновение и с Землей, и с Венерой.

Сценарий развития Солнечной системы через миллиарды лет: Меркурий может направиться к Солнцу, Земле, Венере или вообще покинуть околосолнечное пространство.

— Как астрономическое сообщество относится к таким моделям?

- Весьма скептически. Никто, кроме группы Ласкара, не занимается этим всерьез. Многие задают вполне логичный вопрос: если хаос в ближайшем к нам космосе настолько вероятен, почему же тогда Солнечная система не развалилась за прошедшие 4 миллиарда лет?

Если уж рассуждать о будущем наших планет с более реалистичных позиций, то, скорее всего, Меркурий, как и Земля, быстрее будет притянут эволюционирующим Солнцем и поглощен им...

Переместимся от возможных событий в будущем к ближайшему понедельнику, 28 сентября. В этот день, а точнее, в ночь, произойдет редчайшее астрономическое событие — на небе появится кровавая Луна, последний раз имевшая место 33 года назад, 30 декабря 1982 года. Ровно в 4 часа 6 минут 50 секунд по московскому времени, пребывая в созвездии Рыб, наша спутница увеличится в размере и приобретет драматический красный оттенок. Произойдет это по двум причинам — в связи с прохождением Луны в самой близкой точке к Земле и полным лунным затмением.

Как сообщили «МК» в Государственном астрономическом институте им. Штернберга, сам по себе перигей — ближайшую к Земле точку орбиты — наша спутница пересекает раз в месяц, но вот с полным затмением это совпадает нечасто. Начиная с 1900 года это происходило всего пять раз: 17 ноября 1910 года, 27 ноября 1928 года, 8 декабря 1946 года, 19 декабря 1964 года, 30 декабря 1982 года. Следующее такое явление можно ожидать к 8 декабря 2033 года.

Итак, тем, кто пересилит себя и не уснет в ночь на 28 сентября, удастся увидеть, как Земля пройдет между Солнцем и Луной на ближайшем к Луне расстоянии, в 363,104 километра. Селена в течение часа с небольшим будет казаться красной благодаря атмосфере Земли, которая рассеивает солнечные лучи. Начав заходить в земную тень в 4 часа 6 минут, ночное светило полностью погрузится в нее в 5 часов 10 минут 44 секунды по московскому времени. Через 1 час 13 минут полное затмение закончится и Луна начнет выход из земной тени.

Лучше всего это затмение будет видно в Северной и Южной Америке, а также самых западных странах Западной Европы и Африки. На территории Россия также больше повезет тем, кто живет ближе к западной части света, они успеют насладиться зрелищем до захода Луны.

Грозное название явления — «кровавая Луна» — происходит от библейского пророчества, в котором говорится о том, что наша спутница «превратится в кровь» перед вторым пришествием Спасителя. Однако есть у явления еще одно романтическое название — «охотничья Луна», как ее назвал как-то сайт NASA. Выражение «Hunter’s Moon» существует у англичан с древних времен. В период восхождения охотничьей полной Луны охотники открывали сезон преследования дичи.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26921 от 25 сентября 2015