Астрономы рассмотрели нити «паутины» Вселенной

Ученые нашли сеть, содержащую половину обычной материи во Вселенной

3 декабря 2015 в 17:11, просмотров: 3925

Астрономы из Университета Женевы выяснили, что как минимум половина из обычной (барионной) материи во Вселенной содержится в так называемых филаментах – своеобразной космической сети внутри скоплений галактик. При этом вещество имеет температуру от 0,1 до 10 млн градусов.

Астрономы рассмотрели нити «паутины» Вселенной
фото: morguefile.com

Как показали наблюдения за микроволновым "эхо" Большого Взрыва, доля обычной материи, из которой состоит все, что мы можем наблюдать, во Вселенной составляет не больше 5%. Все остальное приходится на долю темной энергии 22-26% и темной материи – 68-73%.

Подобные результаты не стыкуются с данными астрономических наблюдений за отдельными галактиками – в общей сложности они содержат в себе лишь 2,5% от общей массы Вселенной, из-за чего ученые долгое время пытаются найти "пропавшую" видимую материю.

Доминик Экерт из университета Женевы (Швейцария) и его коллеги выяснили, куда она пропала, используя данные, полученные при помощи орбитального телескопа XMM-Newton при наблюдениях за скоплением галактик Abell 2744.

Данное "семейство" галактик, известное как "скопление Пандоры", давно привлекает внимание ученых тем, что в его пределах одновременно сталкиваются сразу несколько групп галактик, крупных облаков газа и материи, разогретых до нескольких миллионов градусов Кельвина и светящихся в рентгеновском диапазоне. Это позволяет увидеть даже те скопления материи, которые в других скоплениях остаются крайне темными и холодными.

Группа Экерта воспользовалась этим фактом для того, чтобы составить карту видимой материи в Abell 2744, и оценить ее примерную массу. Оказалось, что примерно половина видимой материи прячется не внутри галактик и окружающих их облаков межгалактического газа, а в нитях так называемой "космической паутины", которые примерно на 5-10% состоят из видимой материи, и на 90-95% — из темной материи.

Считается, что Вселенная по своей структуре похожа на гигантскую трехмерную паутину. Ее нити представляют собой скопления темной материи, так называемые филаменты. В июле 2012 года астрофизики впервые смогли увидеть одну из таких паутинок, соединяющих галактики Abell 222 и Abell 223, благодаря искажениям в свете далеких звезд, которые вызывала темная материя.