Эти дальнобойщики бастовать не будут: москвичей призвали разработать поведение авторобота

Как будет вести себя на дороге будущего автомобиль, управляемый искусственным разумом, зависит от результата социологического исследования

11 декабря 2015 в 15:03, просмотров: 2548

Поучаствовать в создании «морального облика» обычного грузовика предлагают москвичам сотрудники компании, разрабатывающей искусственный интеллект для автомашин-беспилотников. Будут авто без водителей самостоятельно съезжать в кювет в критической ситуации или давить на газ, невзирая на появившегося на дороге щенка? А что если на трассу неожиданно выбежал человек? По ряду сложных с моральной точки зрения ситуаций разработчики «автомозга» решили посоветоваться с широкими общественными массами, которым предстоит в будущем так или иначе контактировать с автомашинами без водителей.

Эти дальнобойщики бастовать не будут: москвичей призвали разработать поведение авторобота

Нет в таких случаях способа лучше, чем запустить социологическое исследование. Так решили в «Когнитивных технологиях» и разработали совместно с НИТУ МИСиС и МФТИ специальный тест по выбору поведения авторобота в критических ситуациях, когда избежать аварии невозможно и ущерб здоровью, а может и жизни, для участников дорожной ситуации неизбежен.

Организаторы исследования подготовили описания пяти типичных ситуаций с участием авторобота, предполагающих 16 вариантов «поведения» для беспилотника. В одной из первых на дороге перед автомашиной с пустым водительским сиденьем, мчащейся тем не менее на скорости 80 километров в час, неожиданно появляется собака. Выбор перед искусственным интеллектом — не из легких: совершить наезд на собаку, выехать на встречную полосу, нарушая ПДД, или съехать в кювет, нанеся серьезные повреждения себе любимому и грузу.

В другой ситуации к появившейся собаке добавляется еще и автомобиль, следующий по встречной полосе, с которым обязательно произойдет столкновение, если «мозг машины» решит спасти собачку и не захочет в кювет.

Есть в тесте также вариант с целой группой незадачливых пешеходов, появляющихся на дороге.

Интересно, что результаты теста разработчики предполагает использовать в качестве основного материала для подготовки законодательных инициатив, регламентирующих поведение беспилотного автомобиля, как во время испытаний, так и, впоследствии, на дорогах общего пользования. Исследования предполагается провести для различных целевых групп: молодежной (от 14 до 30 лет), средней (от 31 до 50 лет) и старшей (старше 50 лет). Также будет обращаться внимание на различие в ответах мужской и женской аудитории респондентов, а также представителей отдельных социальных групп.

Начало проведения исследования назначено на 14 декабря 2015 года. Помочь поучаствовать с составлении «морального облика» беспилотника можно, перейдя по адресу: http://www.cognitive.ru/survey/

Справка «МК». Первый российский беспилотный автомобиль, созданный на базе известной автомобильной марки, сегодня «умеет» совершать простые маневры типа «змейка», двигаться в автоколонне, останавливаться перед препятствиями. Ранее беспилотник «научился» видеть дорогу, понимать дорожную разметку, совершать простейшие маневры: поворот и разворот. Скорость движения авторобота во время последних испытаний доводилась до 60 км/ч. Были проведены отдельные тесты в условиях недостаточной видимости. Беспилотник также прошел испытания на неровной дороге с препятствиями высотой до 30 см. Кроме того, специалистами были отработаны механизмы, обеспечивающие распознавание дорожных знаков, пешеходов и иных препятствий.



Партнеры