Ученые: сутки на Земле становятся длиннее из-за таяния ледников

Исследователи называют это ещё одним подтверждением влияния человека на окружающую среду

14 декабря 2015 в 11:06, просмотров: 24139

Уменьшение площади ледяного покрова Земли в течение последних ста лет приводит к тому, что полюса нашей планеты постепенно смещаются, а скорость её вращения замедляется, то есть продолжительность суток увеличивается. К такому выводу пришли учёные Гарвардского университета, опубликовавшие свою работу в журнале Science Advances.

Ученые: сутки на Земле становятся длиннее из-за таяния ледников
фото: morguefile.com

За минувшее столетие сутки стали длиннее на 1 миллисекунду, сообщают исследователи. При этом они предсказывают, что в XXI веке они увеличатся ещё по меньшей мере на 5 миллисекунд, пишет The Guardian. Ось вращения Земли при этом сместится примерно на сантиметр.

Влияние таяния ледников на вращение Земли исследуется далеко не впервые — ещё в 2002 году этим вопросом задался американский океанограф Уолтер Манк, иностранный член Российской академии наук. Его работа была посвящена тому, как изменилась продолжительность суток на планете пять тысяч лет назад после Ледникового периода. Теоретически они должны были увеличиться — таяние льдов приводит к тому, что высвободившаяся вода устремляется к экватору, и из-за такого перераспределения массы скорость вращения планеты замедляется. Однако самому Манку подтверждений своему предположению найти не удалось, и о результатах его исследования учёные порой говорили как о «загадке Манка».

Чтобы разгадать эту загадку, авторы новой работы перепроверили выводы своего предшественника с применением новейших данных океанографии. Оказалось, что Манк несколько переоценил темпы повышения уровня мирового океана — оно составило не 2, а в среднем 1-1,5 миллиметра в год. К тому же новейшие данные показывают, что таяние льдов после Ледникового периода несколько повлияло на саму форму Земли — ранее она несколько менее напоминала сферу.

При этом учёные утверждают, что сегодня скорость таяния ледников можно назвать беспрецедентной, и именно поэтому продолжительность дня будет увеличиваться всё стремительнее.

«Понятно, что люди не будут выбегать из своих домов с криками о том, что день увеличился на миллисекунду, — размышляет ведущий автор исследования Джерри Мировика. — однако это ещё одно подтверждение того, что мы влияем на окружающую среду, ещё одни “отпечатки пальцев” человечества».