В Антарктиду за метеоритами с Марса отправилась первая российская экспедиция

Почему Южный полюс — это магнит для «небесных гостей» рассказывает руководитель экспедиции, профессор УрФУ Виктор Гроховский

Первая российская метеоритная экспедиция в Антарктиду стартовала в понедельник из Екатеринбург. Шесть подготовленных сотрудников Уральского федерального университета (УрФУ), собравшие с миру, то есть со спонсоров необходимую сумму денег, будут работать в составе Российской антарктической экспедиции на землях, по которым не ступала нога человека, в районе Гор Ломоносова. Поскольку Южный полюс планеты — самый урожайный регион на камушки, прилетевшие с неба, исследователи планируют найти там хорошие экземпляры не только обычных хондритов - осколков астероидов, но и марсианские, и лунные образцы. Инициатором и руководителем экспедиции стал профессор Виктор ГРОХОВСКИЙ, член Комитета по метеоритам РАН, руководивший изучением Челябинского метеорита. С ним-то мы и связались сразу после того, как он проводил в Антарктиду сотрудников своей лаборатории.

Антарктическая экспедиция во главе с Виктором Гроховским. Фото: URFU.ru

По словам Виктора Иосифовича, именно Антарктида является местом аккумуляции метеоритов. На южном континенте сосредоточены осколки и пыль с Луны и Марса. В Антарктиде есть участки «голубого льда» — ледники, которые поднимаются над породой из-за движения льда у склонов гор. Процесс этот длится в течение миллионов лет, мощные ветры с южного полюса сдувают снег, сублимируют, то есть испаряют верхний слой льда, и на «подложке» остается то, что условно говоря, нападало сюда за всю историю существования Земли. Иными словами, в Антарктиде, есть места, куда «съезжаются» с голубым льдом все инопланетные метеориты.

-Представляете, сколько можно узнать о происхождении Вселенной, жизни, ее закономерностях, об угрозах и, значит, будущем нашей планеты по этим находкам, - говорит Гроховский. - В конце концов, есть и чисто прикладной, практический смысл исследовать, как ведут себя сплавы в экстремальных условиях. Разные страны, такие, как США, Япония, Голландия уже «вытащили» с Антарктиды десятки тысяч образцов, а Россия, открывшей этот континент, основоположника метеоритики, там до сих пор нет.

Оказывается, единственный марсианский метеорит, хранящийся сейчас в Москва, в Институте геохимии и аналитической химии им. Вернадского РАН — это не найденный нашими учеными, а подаренный образец. Гроховский со своими подчиненными намерен исправить эту ситуацию.

- На каком участке будут работать ваши ребята? Они не пересекутся с американскими искателями?

- Нет, там у каждой страны своя горка, - улыбается Виктор Иосифович. - К примеру, США работает в районе Трансатлантического хребта, а наша территория — Горы Ломоносова — никем не заняты. Там еще не ступала нога человека.

- Через сколько дней члены экспедиции там окажутся?

- Думаю, к 22 декабря доберутся. Они летят сначала до Кейптауна, а уже оттуда будут ждать рейс, который подбросит их до российской антарктической станции «Новолазаревская». От нее они и отправятся в зону поисков, где разобьют свой лагерь. Ежедневно экспедиция будут совершать броски на 5-10 километров в поисках «урожайного» места.

- Девушки в отряде есть?

- Просились, но мы их не записали, - все-таки условия там очень не простые. Холод - до -20...-25 градусов, сильнейший ветер, трещины во льду. И это несмотря на то, что в Антарктиде сейчас начался летний сезон...

Сейчас в УрФУ планируется открыть первую в России программу подготовки магистров по направлению «Космическая минералогия», члены которой будут ежегодно выезжать в Антарктиду на поиски метеоритов. Если, конечно, университету будет удаваться находить на них средства.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26989 от 15 декабря 2015