Учёные объяснили альтруизм среди животных

У пчёл за него отвечают материнские гены

Вопрос эволюционной целесообразности альтруизма часто вызывает споры учёных. Чтобы лучше разобраться в этом, группа учёных из США провели исследование, посвящённое альтруизму пчёл.

У пчёл за него отвечают материнские гены

Специалисты выяснили, что гены, унаследованные от матери, «отвечают» за готовность не оставлять собственного потомства и заботиться о личинках пчелы-королевы. Однако когда королева умирает, у многих пчёл-самок «вступают в силу» отцовские гены, и они начинают сами откладывать яйца. Впрочем, если материнские «альтруистические» гены оказываются сильнее, пчела не претендует на то, чтобы оставлять потомство даже в условиях отсутствия правительницы.

Предположение о материнском «альтруистическом» и отцовском «эгоистическом» начале у пчёл существовало довольно давно, однако не подвергалось тщательной проверке. В новом исследовании учёные решили такую проверку провести. Они скрестили европейских пчел и южноамериканских «пчёл-убийц», что позволило им в случае каждой отдельной особи определять, отцовские или материнские гены она унаследовала в первую очередь, передаёт wustl.edu.

В результате исследователям удалось выделить участки ДНК, позволяющие пчёлам оставаться альтруистами в любой ситуации, и передавались они действительно именно по материнской линии. В то же время другие участки, позволяющие им начать думать о себе, как только это перестаёт быть запрещено, пчёлы наследовали только от отцов.

Как объясняют специалисты, наблюдающаяся у пчёл внутренняя борьба эгоизма с альтруизмом в конечном счёте оказывается вполне рациональна. «Пчёлы-альтруисты» должны следить за порядком, и делая это, они защищают потомство своих сестёр, то есть, в немалой степени, собственные гены. Однако будь «абсолютными» альтруистами все пчёлы, гибель королевы означала бы скорую гибель всей колонии.

В будущем учёные надеются проверить, в какой степени их выводы применимы к другим социальным животным. Работа исследователей опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.