Ученые выяснили, почему дерутся ученики младших классов

Эмоциональная тупость вызывает агрессию у детей

9 февраля 2016 в 16:48, просмотров: 1547

Изучить работу головного мозга детей с девиантным поведением и понять причины их враждебности к окружающим решили российские ученые из «Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова» (Архангельск).

Ученые выяснили, почему дерутся ученики младших классов
фото: morguefile.com

В ходе своей работы врачи наблюдали учеников 1-4 классов одной из средних школ города Архангельска, в числе которых был 31 ребенок с проблемным поведением и 184 человека с нормальным уровнем агрессивности, не превышающим уровень защитного. Показатели активности мозга считывались при помощи аппаратно-программного комплекса «Нейро-КМ». На голову ребенку крепились специальные датчики, а на запястье правой руки одевался электрод. Ученые пришли в школу в середине третьей четверти, когда дети были достаточно адаптированы к школьной деятельности. Кроме того, запись проходила в состоянии спокойного бодрствования в первой половине дня.

Исследователи полагали, что спусковым механизмом агрессивных реакций служат негативные эмоции. Что именно раздражение, ярость и гнев побуждают к действию – удару, драке. И, наоборот, затормозить враждебность могут другие эмоции - страх и тревога. Однако, исследование показало, что забияки не испытывают таких чувств. Просто любые взаимодействия с людьми они очень часто расценивают как негативные. Кроме того, драчуны испытывают трудности с переключением внимания и нередко проявляют излишнее упрямство. Им трудно менять привычки, а из головы не выходят мысли, от которых давно следовало бы освободиться.

По данным исследований, можно говорить о несформированности у них зрительного восприятия. В сознании такого ребенка не выстраивается четких закономерностей между увиденным и, к примеру, последствиями, которые за этим увиденным последуют. Еще сложнее для него проанализировать причины. Кроме того, медики выявили у задир еще один тревожный симптом - «эмоциональную тупость», которая отмечается у детей, часто наблюдающих агрессивные ситуации вокруг себя (компьютерные игры, боевики, ссоры в семье). Такие люди крайне скупы на эмоции. Те события, которые у нормального человека вызывают любовь, ненависть, радость, жалость на эмоционально тупого не действуют. Такой человек не понимает, что такое «совесть» и «стыд». Он сам никаких неприятных чувств по поводу своего поведения не испытывает.

Эксперты заметили у агрессивных детей нарушение вербальных интеллектуальных процессов (восприятие речи и ее понимание). Перевозбуждение тех отделов головного мозга, которые отвечают за речевые навыки, приводит к тому, что ребенок воспринимает болезненно любую обращенную к нему реплику и готов прибегнуть в ответ к вербальной агрессии, то есть в любой момент может начать угрожать и оскорблять окружающих.

В своей работе «Состояние нейроэнергометаболизма у детей младшего школьного возраста с агрессивным поведением» физиологи Михаил Панков и Елена Сидорова обнаружили обратную связь между показателями враждебности и деятельностью головного мозга. По их мнению, чем активнее работает голова ребенка, чем больше он осмысляет, анализирует происходящее, тем ниже показатели агрессивности и, наоборот, чем выше уровень злобы, тем хуже работает мозг.

Конечно, одна биологическая характеристика не может раскрыть все причины агрессивного поведения детей. На это оказывает влияние целый ряд факторов - отдаленные последствия перинатального поражения центральной нервной системы, усиленные воздействиями среды. Младшие школьники наиболее уязвимы в плане закрепления агрессивных реакций в поведении. По мнению исследователей, крайне важно оградить таких ребят от стресса, что может нарушать работу многих отделов головного мозга.



Партнеры