Российские специалисты представили новую методику лечения аутоимунных заболеваний

В этом учёным помогли «гуманизированные» мыши

1 марта 2016 в 18:16, просмотров: 5499

Учёные, представляющие Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, вместе со специалистами из Великобритании и Германии создали прототип новых лекарств против аутоимунных заболеваний. Предлагаемая методика учёных подразумевает отключение опасной функции одного из белков организма при сохранении его полезных функций

фото: morguefile.com

В центре внимания исследователей оказался белок под названием TNF. Он выполняет множество различных задач, в том числе, защищает человека от туберкулёза и ряда других заболеваний. Однако он же может играть негативную роль при появлении таких аутоимунных заболеваний, как ревматоидный артрит, псориаз и болезнь Крона. Таким образом, в ряде ситуаций опасным для организма может оказаться как подавление активности TNF, так и отказ от этого подавления.

В поисках решения этой проблемы специалисты Московского государственного университета предположили, что искусственные антитела, называемые биспецифическими, могут помочь избирательно подавлять TNF в макрофагах, которые при аутоиммунных заболеваниях продуцируют, в основном, «плохой» TNF, но при этом не мешать работе «хорошего» TNF. Дальнейшие исследования показали, что эта догадка оказалась верна. Новый тип биспецифических антител, разработанных в целях этой проверки, был назван MYSTI (Myeloid-Specific TNF Inhibitor).

Эксперименты, позволяющие проверить эффективность и безопасность нового средства против аутоиммунных заболеваний, проводились на генетически модифицированных мышах с «человеческой» версией белка TNF (подобных мышей называют «гуманизированными»). После обработки биспецифическими антителами секретируемый макрофагами TNF не выделялся, а связывался с их поверхностью. В другом эксперименте у мышей вызывали септический шок, медиатором которогоявляется «плохой» TNF из макрофагов. При этом MYSTI защищал мышей от летальной токсичности, а контрольное антитело — нет.

Работа международной группы учёных под руководством Сергея Недоспасова из МГУ была опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.