Ось вращения Луны сместилась на шесть градусов

Ранее полюса спутника располагались не там, где они находятся теперь

Изучение богатых водородом и водяным льдом участков Луны позволило ученым выяснить, что в прошлом северный и южный полюса нашего спутника находились не там, где их можно увидеть сегодня. С тех пор ось вращения Луны ощутимо сместилась, утверждают специалисты.

Ранее полюса спутника располагались не там, где они находятся теперь

Смещение полюсов, по мнению специалистов, началось около трёх миллиардов лет назад и продолжалось примерно в течение миллиарда лет. Если бы наблюдатель с Земли решил взглянуть не луну до этого, известное всем с детства «лицо», которое можно увидеть на ней при определённой фантазии, находилось бы под несколько другим углом, передаёт sciencealert.com.

Задуматься о том, что полюса спутника могли находиться в другом месте, учёных заставили данные, полученные с помощью лунных зондов LRO и LCROSS. Как оказалось, на обоих полюсах Луны ледяные шапки были сдвинуты примерно на равное расстояние в строго противоположном направлении относительно друг друга. Наиболее непротиворечивым объяснением этому могло служить именно плавное смещение оси вращения небесного тела.

Астрономы предполагают, что в прошлом вулканическая активность на спутнике привела к тому, что значительная часть вещества, составляющего его мантию, оказалась на поверхности. Это спровоцировало перераспределение массы Луны и, как следствие, смену центра тяжести и оси вращения.

По словам ведущего автора исследования, Мэттью Зиглер из Южного методистского университета в Далласе, открытие стало для учёных неожиданностью, поскольку является свидетельством весьма бурной активности внутри спутника. До сих пор Луна считалась намного более «спокойным» телом.

Недавно учёные заявили о том, что 3,7 миллиарда лет назад ось вращения изменил другой наш космический «сосед» — Марс. Его полюса переместились в результате ещё более зрелищного события — им стало извержение вулкана под названием Купол Фарсида, в тысячу раз более мощное, чем сильнейшие извержения на других планетах Солнечной системы, включая Землю. «Разворот» Марса составил примерно 25 градусов.