Разгадана тайна радиосигналов из космоса, поразивших астрономов

Их источником является сверхмассивная черная дыра

Международная группа исследователей сумела выяснить, какова природа ранее зафиксированных на Земле загадочных радиоимпульсов длиной в несколько миллисекунд. Специалистам удалось назвать источник этих сигналов и механизм их формирования.

Их источником является сверхмассивная черная дыра

За всю историю астрономами зафиксировано менее двадцати так называемых коротких радиоимпульсов, или FRB (от английского fast radio bursts). При этом некоторые специалисты предполагают, что они достигают Земли тысячами ежедневно, но из-за их небольшой продолжительности поймать каждый такой сигнал — большая удача.

Импульс, на изучении которого сосредоточили внимание исследователи, был зафиксирован при помощи 64-метрового радиотелескопа Parkes, расположенного в Австралии и получил обозначение FRB 150418. Ранее специалисты пришли к выводу, что источник сигнала расположен в галактике Arp 220, расположенной на расстоянии около шести миллиардов световых лет от нашей планеты. Это оказалось довольно неожиданно, поскольку в этой галактике процесс звездообразования идёт не слишком активно, а ранее специалисты считали наиболее вероятной причиной зарождения коротких радиоимпульсов именно рождение звезды. Это даже породило подозрение, что сигнал не является FRB или представляет собой некую новую его форму.

Впрочем, в дальнейшем специалисты, опубликовавшие своё исследование в научном журнале Nature, поняли, что источником импульсов является не звезда, а сверхмассивная чёрная дыра в центре галактики. Исследователи считают, что чёрная дыра, втягивая в себя окружающие объекты, накапливает огромное количество энергии, и выбрасывает её с помощью коротких мощных импульсов, которые и представляют собой FRB.

Авторы исследования подчёркивают, что короткие радиоимпульсы на сегодняшний день изучены крайне мало — о них известно примерно столько, сколько было известно о космических гамма-лучах 30 лет назад. Однако специалисты надеются, что их работа позволит узнать о FRB больше, что, в свою очередь, позволит использовать их для получения новой информации о Вселенной.