Ученые: жизнь на Титане должна в корне отличаться от земной

Тем не менее, существовать там она может, считают специалисты

Группа исследователей из Корнелльского университета пришла к выводу, что на Титане, спутнике Сатурна, вполне может существовать жизнь, однако отличаться от земной она при этом должна отличаться принципиальным образом. Роль воды в организмах обитателей спутника могли бы играть особые органические молекулы — полиимины.

Тем не менее, существовать там она может, считают специалисты

Титан считается довольно похожим на Землю космическим телом с точки зрения природных процессов, на нём наблюдающихся. На нём идут дожди, текут реки и сменяются времена года и происходят некоторые другие процессы, помимо Титана наблюдаемые лишь на Земле. Впрочем, из-за того, что Титан расположен значительно дальше от Солнца, чем наша планета, на нём значительно холоднее, а значит, вода на Титане может содержаться лишь в твёрдой форме, а её роль в вышеописанных процессах исполняют некоторые органические молекулы, в первую очередь метан. Это означает, что жизнь, аналогичная земной, на нём возникнуть не может. Однако на спутнике Сатурна могли появиться её весьма экзотические, с точки зрения землян, формы, предполагают учёные.

При исследовании отдалённых галактик учёные практически не рассматривают вероятность того, что жизнь может зародиться на планетах, где вода не может находиться в жидком виде. У астрофизиков существует термин «зона обитаемости», подразумевающий расстояние от звезды, на котором может быть жидкая вода, а следовательно, и потенциальная жизнь. Метан, во многом исполняющий «функции» воды на Титане, не обладает необходимыми свойствами, позволявшими бы ему заменить её и при формировании живых организмов.

Тем не менее, анализирую данные, собранные с помощью космического аппарата Кассини, специалисты обнаружили, что другое вещество, содержащееся на Титане, воду заменить может. Этим веществом объявлены полиимины — содержащиеся на дне океанов Титана структуры из атомов азота, водорода и углерода. Помимо того, что это вещество могло бы способствовать ускорению химических реакций, необходимых для получения более сложных молекул, оно способно выстраиваться в почти бесконечные цепочки, что необоходимо для образования молекул, подобных белкам, РНК или ДНК.

О полученных выводах учёные сообщили на страницах научного издания Proceedings of the National Academy of Sciences.