Ученый из США установил, какие поразительные звуки издавали динозавры

Реветь и завывать они никак не могли

Если о внешнем виде динозавров специалисты-палеонтологи уже составили вполне конкретное представление, то вопрос по поводу их «вокальных талантов» до сих пор оставался открытым. Однако последние исследования ученых, опубликованные в только что вышедшем номере журнала Nature, позволяют сделать на сей счет вполне конкретные выводы.

Реветь и завывать они никак не могли

Большинство из нас почерпнули знания о динозаврах и других представителях фауны тех далеких времен из культового фильма «Парк Юрского периода». Запомнились, конечно же, и голоса этих древних обитателей планеты: леденящий кровь страшный рев на все лады. Но теперь появился повод утверждать, что авторы популярнейшего блокбастера ошибались, и над древней Землей разносилось вполне симпатичное воркование и курлыкание, а также отнюдь не оглушающий утробный гул.

К такому выводу пришел американский ученый Франц Голлер, который вместе с коллегами провел тщательное исследование останков современника динозавров и прямого родственника современных пернатых.

Прародительницу нынешних птиц ученые назвали Vegavis iaai. Эти небольшие по размерам водоплавающие обитали на планете в позднемеловой период – 65-70 миллионов лет назад, то есть они являлись современниками динозавров. Во время раскопок, проводившихся за Южным полярным кругом, на острове Вега у берегов Антарктиды, еще несколько лет назад были найдены отлично сохранившиеся останки такой «птички». Однако лишь сейчас по инициативе Франца Голлера было проведено наиболее тщательное их исследование. И самые сенсационные результаты дало изучение уцелевших отпечатков мягких тканей Vegavis, среди которых удалось обнаружить четкие следы сиринкса – голосового органа доисторической птицы.

В своей работе ученые использовали новейший томограф и с его помощью смогли досконально воссоздать строение сиринкса. Вывод был сделан однозначный: голосовой орган пернатого существа, жившего 60 с лишним миллионов лет назад, практически аналогичен строению сиринкса современных гусей, уток и лебедей. Отсюда Голлер и его коллеги сделали вывод о том, что доисторические Vegavis iaai могли крякать, издавать характерные гудящие звуки наподобие трубных кликов лебедей.

Что же касается «старших братьев» – динозавров, то пока что в многочисленных останках этих животных, обнаруженных при раскопках, ученым не удалось выявить следов существования сиринкса. Так что весьма вероятно, такие чудища голосовых органов попросту не имели. А потому реветь-завывать они никак не могли.

Но хоть какие-то «динозаврьи» «песни» над Землей раздавались? По мнению специалистов, при отсутствии сиринкса динозавры могли только, не раскрывая пасти, издавать некие гортанные звуки. Как ни обидно для доисторических гигантов может показаться такое сравнение, но больше всего это могло напоминать воркование и курлыкание голубей.