Медики: у покорителей Марса за время полета атрофируются мышцы спины

Ранее специалисты знали о ряде других проблем, которыми грозит дальний космический полет

Долговременное пребывание в космосе приводит к ослаблению мышц спины, которое сказывается даже спустя долгое время после того, как человек возвращается на Землю. К такому выводу пришли специалисты из университета Калифорнии в Сан-Диего.

Как сообщили специалисты, многие астронавты жалуются на боли в спине как во время космических полётов, так и после них. Чтобы выяснить, почему это происходит, специалисты с помощью МРТ трижды обследовали трёх членов экипажа NASA, которые провели на МКС от 3 до 7 месяцев. В первый раз астронавтов проверили перед возвращением, второй — непосредственно после него, а в третий — спустя ещё один или два месяца. Как в результате удалось выяснить, непосредственно на межпозвоночные диски в условиях микрогравитации принципиальным образом не изменились, однако масса и площадь околопозвоночных мускулов значительно уменьшились. Специалисты не исключают, что это является одной из причин, по которым космонавты вырастают в космосе. Также специалисты сообщают, что ослабевающие во время полёта мышцы после возвращения на Землю как минимум в первое время в норму не возвращаются. Для того, чтобы понять, насколько изменения опасны в целом, понадобятся дополнительные исследования.

По мнению учёных, для того, чтобы космонавты избежали подобных проблем, необходимо разработать комплекс физических упражнений, при помощи которого можно было бы поддерживать в тонусе мышцы позвоночника, даже находясь в открытом космосе.

Результаты исследования представлены в журнале Spine.

Проблемы со спиной — не единственные и самые серьёзные, с которыми могут столкнуться космонавты и астронавты в ходе дальних космических полётов. Ранее в этом месяце специалисты NASA выразили опасение, что космическое излучение, от которого весьма непросто защититься за пределами магнитосферы Земли, может спровоцировать развитие слабоумия и другие нарушения работы мозга. А другое исследование, проведённое учёными из Университета Флориды, показало, что полёты в дальний космос могут представлять значительную опасность и для другого важнейшего человеческого органа — сердца. По словам специалистов, об этом, в том числе, свидетельствует тот факт, что с сердечно-сосудистыми заболеваниями столкнулись многие участники программы «Аполлон», побывавшие на Луне или её орбите.