Следы континентов на Венере поставили ученых в тупик

Открытие заставляет по-новому взглянуть и на историю Земли

Группа специалистов из США и Франции обнаружила свидетельства того, что на Венере могут существовать структуры, подобные земным континентам, но значительно меньшие по размерам. Также полученные данные свидетельствуют о тектонических процессах на Венере. Как сообщается, подобная информация может заставить науку вновь вернуться к вопросу, почему, несмотря на многие черты сходства, судьбы Земли и Венеры сложились по-разному.

Открытие заставляет по-новому взглянуть и на историю Земли

Учёные напоминают, что Венера и Земля формировались в схожих условиях, имеют примерно одинаковый объём и плотность, и даже напоминают друг друга по составу. Тем не менее, Земля оказалась обитаемой и цветущей планетой, в то время как Венера представляет собой шар, раскалённый до 462 градусов, на поверхности которого почти нет воды. Согласно одному из популярных предположений, подобные отличия, в первую очередь, обусловлены отсутствием тектонических процессов на Венере. Согласно этому предположению, движение коры позволяло бы мантии охлаждаться, «сбрасывая пар».

В ходе нового исследования учёные создали миниатюрную «модель» Венеры и выяснили, что характерные для неё элементы рельефа (в частности, так называемые «короны», представляющие собой круглые плато, окружённые трещинами) могли сформироваться именно под воздействием тектонических процессов, что ставит вышеупомянутую теорию под сомнение.

Работа учёных опубликована в журнале Nature Geoscience.

За последнее время внимание широкой аудитории привлекли две новости, посвящённые различным «двойникам» Венеры за пределами Солнечной системы — обе эти планеты, как и Венера, похожи на нашу, однако температура на их поверхности почти наверняка слишком высока для формирования жизни. Одна из этих планет, Kepler 1649b, расположена на расстоянии около 219 световых лет от Земли и была обнаружена специалистfvb из американской научно-исследовательской организации SETI. Другая планета, GJ 1132b, находится ещё ближе к Солнечной системе — всего в 39 световых годах. Она была открыта довольно давно, а в центре внимания оказалась из-за того, что учёным из Кильского университета удалось изучить её атмосферу.