Под Марианской впадиной обнаружены следы жизни

Живые организмы могут находиться еще глубже, чем их ожидали найти

Марианская впадина — самый глубоки океанический желоб на планете из известных. Лишь недавно на ее дне удалось обнаружить весьма экзотические формы жизни. Однако теперь специалисты обнаружили, что живые организмы могут обитать и еще глубже — под дном впадины. Во всяком случае, в пользу этого свидетельствует ряд косвенных наблюдений.

Живые организмы могут находиться еще глубже, чем их ожидали найти

Изучив 46 проб, извлеченных с помощью дистанционно управляемых подводных аппаратов, специалисты из Нидерландов пришли к выводу, что в камнях со дна подводного грязевого вулкана Чаморро могут содержаться следы жизнедеятельности бактерий, обитающих в десяти километрах под дном океана. Исследователями были обнаружены органические соединения, которые на Земле чаще всего можно встретить в местах обитания микроорганизмов и которые, с высокой вероятностью представляют продукты их метаболизма. Учёные признают, что обнаруженные соединения не обязательно являются продуктом жизнедеятельности неких существ, однако из всех версий, способных объяснить их происхождение, именно эта является наиболее непротиворечивой и вероятной.

Научная работа специалистов представлена в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Полученные данные позволяют лучше понять, какие условия могут считаться приемлемыми для существования жизни как на Земле, так и, теоретически, на других планетах, предполагают авторы исследования.

В июле прошлого года с помощью подводного исследовательского аппарата Oceanos Explorer учёным удалось обнаружить множество новых таинственных форм жизни на дне Марианской впадины. Обнаруженные организмы так давно эволюционировали независимо от более знакомых нам живых существ, что на сегодняшний день не слишком похожи ни на один из известных видов, и, как следствие, представляют собой огромный интерес для науки. Некоторые из организмов были столь необычны, что с уверенностью их можно было только отнести к царству животных, а не растений или грибов, в то время как дальнейшая классификация представлялась затруднительной.