40 лет в космосе: неизвестные факты о легендарном "Вояджере"

Гость из будущего

Ровно 40 лет назад во Вселенную был запущен космический путешественник «Вояджер-1» (В нарушение элементарнейших правил арифметики «Вояджер-2 стартовал на две недели раньше.) По сравнению с тем, как человечество продвинулось вперед за эти 40 лет, момент старта «Вояджеров» может показаться агонией религиозных войн и клубком непрекращающегося насилия, хотя сейчас и то, и другое вытеснено ещё более грозными событиями. (Достаточно вспомнить о ракетно-ядерном Ким Чен Ыне, к которому человечество так и не может подобрать ключи).

Гость из будущего

В 2012 году «Вояджер-2» покинул наш планетарный кокон, который мы величаем гелиосферой — кипящий котел в Космосе, в котором давление урагана солнечных частиц и его магнитное поле возобладают над разряженным газом, проникающим во все уголки нашей галактики. «Вояджер-1» стал первым предметом, сработанным руками человека, который покинул нашу солнечную систему и начал «бродяжничать» в межзвездном пространстве. («Вояджер-2», запущенный по иной траектории, всё ещё барахтается в гелиосфере.)

Как пишет физик-теоретик Лоуренс Краусс, директор проекта «Начала» в Аризонском университете, «так или иначе, но будущее человечества в Космосе. Кто знает, возможно, в далеком будущем космический корабль доставит человека к звездам. Во всяком случае, роботов, научившихся делать людей».

Ученый допускает и другую возможность, когда человек так и останется на нашей грешной земле. В ходе двухмиллиардного (по годам) разогрева светлость Солнца увеличится на 15 процентов, превратив нашу планету во вторую Венеру. (Отнюдь не Милосскую.) Парниковый эффект создает температуру Земли, превосходящую 700 градусов по Фаренгейту. Затем ещё через пять миллиардов лет Солнце израсходует весь свой водород, а его внешняя поверхность расширится. Оно станет красным гигантом, поглотив планету Земля.

Когда всё это произойдет (если наука не ошибается), земная атмосфера вырвется в Космос, и атомы, которые ныне «лепят» наши тела, возможно, рассеются в межзвездном медиуме положив начало иным планетам вокруг звезд, которые пока не существуют.

Для человечества такая развилка несет двойное будущее. Но вот для наших атомов она одно и то же. Многие атомы пришвартуются среди звезд, независимо от того движутся ли они вовне в Космос в космическом корабле или их подгоняют массивные атмосферные шок-волны.

Оба «Вояджера», созданные человеком, буду пока что продолжать свое одинокое путешествие средь звезд. За это время человечество может «дать дуба». Тем не менее, в нашей галактике останутся следы того, что мы когда-то существовали.

Оба «Вояджера» несут на своих бортах своеобразную моментальную фотографию Земли и населявших её людей. Речь идет о знаменитой и романтической «Золотой пластинке», которую разработал великий Карл Саган, наш посол в Космосе. «Пластинка» на то и пластинка, что содержит музыку, которая услаждала наш слух в 1977 году. Это в придачу к тому, какими мы были 40 лет назад.

Саган был уверен, что рано или поздно сознательный Космос обнаружит этих посланцев земли-1977, блуждающих в окрестностях его Вселенной.

Уже сами «Вояджеры» являются моментальными фотографиями нашей науки и техники-1977. Даже по сравнению с сегодняшним днем они удивительно примитивны. Так компьютеры, управляющие системами, находящимися на борту «Вояджеров», обладают меньшей силой, даже по сравнению с той, что заложена в наших автомобильных ключах. Естественно, что столь же устарели и те знания и технологии, на базе которых были созданы «Вояджеры».

"Pale blue dot" - Снимок Земли, сделанный космическим аппаратом «Вояджер-1» в 1990 году с расстояния в 6 млрд км (40 а. е.) от Земли

Подумать только, насколько изменилось наше понимание Космоса с 1977 года! Сейчас мы знаем, что все видимые наши звезды и галактики, да и вообще все, что мы могли наблюдать нашими телескопами, составляет лишь 1 процент реально существующей Вселенной. Вселенная «образца» 1977 года была лишь кончиком космического айсберга, огромная часть которого состоит из материала, не имеющего никакого сходства с тем, из чего состоим мы. Еще более необъяснимо то, что 70 процентов всей энергии Космоса в действительности находится в некоем пустом пространстве, которое является причиной расширения нашей Вселенной, ее ускорения, а не замедления.

Даже в нашей солнечной системе нас ожидали откровения. Мы считали луны Юпитера и Сатурна лишь «бездыханными глыбами» горных пород или замерзших снежных наростов. Однако ныне нам известно, что под внешней ледяной оболочкой кое-где плещутся горячие океаны — идеальные места для бридинга вполне независимых форм жизни.

В момент запуска «Вояджеров» мы не располагали зримыми доказательствами существования планет вокруг тех или иных звезд. Ныне мы открыли тысячи и тысячи подобных планет. И некоторые из них могут быть обитаемы живыми и даже мыслящими существами. Например, планета, вращающаяся вокруг нашего самого близкого «соседа» Проксимы Центавтра. Теперь мы знаем и то, что наша солнечная система далеко «не типична» в Космосе.

За годы, прошедшие со времен запуска «Вояджеров», мы обнаружили массивные черные дыры в центрах многих галактик. Мы наблюдали конвульсии пространства в момент столкновения черных дыр и их соития. Нам удалось распутать три клубка из четырех фундаментальных сил Космоса и найти неуловимую частицу Хиггса, что подтвердило взгляд современной астрофизики на источники массы в Космосе.

Проникновение во вне сопровождалось и проникновением внутрь. Мы составили карту человеческого генома и сейчас можем манипулировать ДНК в наших генах, что ведет к целям, достижимым ныне лишь научной фантастике. (Со знаками плюс и минус.) Мы разработали мишинерию, которая обладает способностью учиться у людей и вообще учиться и которая со временем может заменить человека во многих сферах его деятельности.

И, наконец, Интернет. С его помощью мы стали владельцами информации и коммуникации. Такого не знала даже научная фантастика 1977 года. В тот год глобальное потепление планеты и окисление океанов, ставшее локомотивами нашей эпохи, еще не были засечены радаром науки и не оценены радаром общества.

Где окажется человечество еще через 40 лет? «Вояджеры» будут продолжать свой космический марафон, но мы, бегущие лишь на короткие исторические дистанции, окажемся под угрозой порвать финишную ленточку человеческого существования.

2017 год — опасное предзнаменование. Северокорейский ракетно-ядерный лидер Ким Чен Ын шантажирует всю планету. Перед ним трепещут Пекин, Вашингтон и Москва. А он лишь усмехается. Попробуй, тронь его!

Сегодня наука и общество шагают далеко не в ногу. Наука идет вперед, а общество плетется у нее в хвосте. Наука уже давно создала орудие планетарного самоубийства.

Наука добру и злу внимает равнодушно. Но вот вожди человеческих племен предпочитают поклоняться злу. Они или творят его, или попустительствуют ему. Или разыгрывают знаменитый сюжет басни Крылова о коте и поваре. Одни повара, другие — коты. Одни разглагольствуют на международных конгрессах и с трибуны Совета Безопасности ООН, другие — уплетают их лицемерие, запуская над их территорией смертоносные межконтинентальные ракеты.

В 2017 году мы куда ближе к всемирной катастрофе, чем в 1977. Благодаря могуществу науки, запустившей «Вояджеров».

В землю можно лечь. А можно и оторваться от земли.

Меня лично не устраивают роботы с человеческими генами и ДНК. Лишь на худой конец. Лишь в том случае, если человек исчерпает в себе и кота, и повара, а «Вояджеры» будут нестись в Космос всё глубже и глубже, потеряв точку опоры и место запуска — планету Земля.