В России обнаружен неизвестный вид комаров: определили по половым органам

Эти насекомые в отличие от привычных нам питаются гнилой древесиной

Редких, не изученных ранее комаров и мух — поедателей поваленной древесины - обнаружили на территории заповедника «Кивач» сотрудники Института леса Карельского научного центра РАН. Ученые впервые описали внешние признаки и образ жизни 11 видов двукрылых.

Эти насекомые в отличие от привычных нам питаются гнилой древесиной

Как сообщили «МК» в Российском научном фонде, найденные уникальные виды ксилофилов («любящих древесину») могут развиваться только в особенной среде – на крупных поваленных ветром деревьях лиственных пород или под ними, питаясь грибами, мхом или лишайниками (к сведению, самцы привычных для нас комаров едят сок растений, а самки — кровь человека). Начиная с 2015 года, ученые собрали 105 видов жуков, мух и комаров, среди которых оказались редкие и слабо изученные виды не только для Карелии, но и для всех других территорий. Так, к примеру, комарики детритница, гнильница и болотница, обитающие под корой мертвых осин, если и были когда-то упомянуты, то лишь один раз и без описания характеристик. Многие комары из-за малых размеров (около 2-3 мм) ранее вообще принимались за один вид. Карельским исследователям удалось разделить некоторых только по особенностям строения половых органов самцов.

Чтобы обнаружить представителей редких видов насекомых и изучить их особенности (некоторые ведут скрытный образ жизни), ученые использовали специальные ловушки. Это подобие небольшой палатки, которая фиксируется на упавшем дереве прямо в лесу таким образом, что все насекомые, вылетающие с поверхности ствола, попадают в специальный контейнер с фиксирующей жидкостью.

Ксилофильные насекомые, участвующие в уничтожении древесных остатков, очень важны для поддержания экологического равновесия. Однако в последнее время над ними нависла угроза исчезновения, поскольку леса стали более активно вырубать, а древесину вывозить, не дожидаясь ее естественного разложения.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27631 от 6 марта 2018