Археологи: найденный в Москве старинный клад связан с открытием Америки

Именно оттуда стали привозить много серебра для чеканки монет

Уникальное открытие сделали археологи в Подмосковье. В руки ученых попал нетронутый клад времен Бориса Годунова. Причем ученые установили, что зарыть сокровища их хозяина заставило… открытие Америки.

Именно оттуда стали привозить много серебра для чеканки монет
Фото: ИА РАН.

Как рассказали «МК» в Институте археологии РАН, артефакт был найден во время охранных раскопок перед строительством автомобильной дороги в Павлово-Посадском районе возле деревни Большие Дворы. Сотрудники экспедиции подняли из-под земли керамический сосуд, набитый серебряными монетами. Ученые насчитали 623 штуки. Историки изучили находку и установили, что монеты были отчеканены в начале ХVII века. Как объяснили исследователи, главная ценность клада в том, что он попал в руки археологов неразграбленным. Это позволяет нарисовать портрет хозяина. По предположениям ученых, им был зажиточный крестьянин. В пользу этой версии говорит то, что сосуд с деньгами был закопан рядом с большим домом. Кроме того, археологи смогли воссоздать события, которые заставили владельца зарыть клад. Как пояснили в ИА РАН, этот поступок косвенно связан с открытием Америки, когда испанцы начали добывать серебро на американских рудниках и огромными партиями привозить его в Европу. В результате серебряных монет стало много — и они из диковины превратились в ходовое средство платежа. В это же время русские дворяне поняли, что им выгоднее брать оброк с крестьян не натуральным продуктом, а деньгами, на которые можно было купить оружие, лошадей и предметы роскоши. Земледельцы были вынуждены выходить на рынки и продавать урожай, что с появлением большой массы денег теперь было легче сделать. Для хранения вырученной от торговли прибыли требовалось место. Однако крестьянские дома для этого не подходили: они были деревянными и часто выгорали дотла. Поэтому предприимчивые хозяева стали прятать серебро в керамических сосудах в подполье или зарывать их прямо во дворах.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Комментирует старший научный сотрудник отдела нумизматики Государственного Исторического музея Василий Зайцев: «Фактически сколько было в деревне домов, столько и было кладов. Другое дело, что большую часть из них доставали сами владельцы и пускали в оборот. Но ежегодно по стране около сотни кладов оставались в земле: их владельцы умирали, уходили на войну и не возвращались».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27752 от 9 августа 2018