Телескоп, призванный обнаружить инопланетян, приступил к работе

С его помощью учёные надеются найти сигналы внеземных цивилизаций

Построенная в ЮАР радиообсерватория MeerKAT присоединилась к проекту Breakthrough Listen, в рамкам которой будет отслеживать различные радиосигналы из космоса и проверять, не являются ли они посланиями инопланетян. MeerKAT оснащён 64 радиотарелками и представляет собой крупнейший радиотелескоп в мире.

С его помощью учёные надеются найти сигналы внеземных цивилизаций
Автор: Morganoshell.

Телескоп, достроенный летом этого года, будет практически непрерывно следить почти за миллионом звёзд, причём использование суперкомпьютеров позволит ему совмещать поиск сигналов от инопланетян с поиском ответов на менее «романтические» вопросы, стоящие перед современной астрофизикой. Специалисты предполагают, что с его помощью у человечества будет значительно больше шансов обнаружить в далёком космосе «братьев по разуму», если таковые существуют.

Хотя серьёзные учёные весьма скептически относятся к теориям уфологов и конспирологов о визитах пришельцев на Землю, в целом существование внеземных цивилизаций многие не считают чем-то невозможным. Во Вселенной немало планет, подобных Земле, и звёзд, подобных Солнцу, и в этом контексте предположение о других мирах, населённых разумными существами, выглядит не таким уж фантастическим. В то же время, никаких прямых доказательств внеземной жизни в распоряжении учёных нет, хотя гипотетические древние цивилизации вполне могли бы оставить свой «след» во Вселенной. Это несоответствие известно как «парадокс Ферми». Конспирологическая теория, что «братья по разуму» намеренно скрываются от нас, не слишком популярна среди учёных, и многие учёные предполагают, что даже если инопланетяне существовали, их цивилизация «самоуничтожалась» до того, как у них появлялся шанс колонизировать другие планеты и звёздные системы. Тем не менее, существует и более оптимистичная трактовка, согласно которой «незаметность» инопланетян может быть всего лишь следствием недостаточного количества информации о космосе, находящегося в распоряжении человечества.

В этом году на орбиту Земли был выведен телескоп TESS, который также может помочь в поиске внеземной жизни — он, в первую очередь, предназначен для поиска экзопланет в зоне обитаемости своих звёзд, то есть на таком расстоянии от светила, которое можно считать оптимальным для появления жизни земного типа. Температура на поверхности таких планет должна позволять воде сохраняться в жидком виде, не замерзая и не испаряясь. К слову, проработавший без малого полгода телескоп уже позволил совершить некоторые открытия: недавно сообщалось, что с его помощью обнаружены две экзопланеты, одна из которых несколько крупнее Земли, а другая — значительно «жарче» её.

Читайте материал «60 лет NASA: правда и мифы о космическом агентстве»