Первый в мире телескоп для поиска «двойников Земли» завершил работу

Он проработал девять лет

После девяти с лишним лет на орбите космическая обсерватория Kepler. У телескопа, предназначенного для поиска похожих на Землю планет за пределами Солнечной системы, закончилось топливо. Несмотря на поломки, за время своей работы аппарат позволил совершить множество открытий.

Он проработал девять лет
Матрица телескопа.

Космический аппарат Kepler был запущен в 2009 году и стал первым в истории телескопом, специально предназначенным для поиска экзопланет, подобных Земле. Своё имя он получил в честь Иоганна Кеплера, немецкого математика, открывшего законы движения планет. За время работы с помощью космической обсерватории боло открыто более 2 600 планет, некоторые из которых находятся в зоне обитаемости своих звёзд и напоминают Землю по структуре, то есть являются «многообещающими» с точки зрения поиска внеземной жизни.

Даже когда топливо было на исходе, телескоп продолжал снабжать учёных очень любопытными данными. В частности, сравнительно недавно с его помощью удалось впервые обнаружить «экзолуну», то есть спутник планеты, находящейся за пределами Солнечной системы.

Несколько раз космический аппарат выходил из строя из-за тех или иных неполадок, однако специалистам удавалось восстановить его работу. В частности, в июле 2012 года прекратил работу один из четырёх двигателей-маховиков обсерватории, а 16 мая 2013 года — второй, что поставило под вопрос дальнейшее функционирование космического аппарата. Специалистам удалось найти решение в мае 2014 года — вместо третьего двигателя-маховика было предложено использовать давление солнечного излучения. Ещё один случай, когда учёные потеряли контроль над телескопом, пусть и ненадолго, произошёл в апреле 2016 года.

Увы, на сей раз речь действительно идёт об окончательном и официальном завершении миссии — каким-либо образом использовать аппарат после того, как топливо в нём закончилось, учёные считают невозможным. «Кеплер» останется на той же орбите, на которой пребывает сейчас — по мнению специалистов, это не создаст никаких проблем при дальнейшем освоении космоса.

По всей вероятности, даже после официального завершения работы телескоп ещё довольно долго будет фигурировать в научных новостях, поскольку специалисты продолжают работать над данными, полученными с его помощью.

В некотором роде «преемником» Kepler многие считают запущенную в этом году космическую обсерваторию TESS, также предназначенную для поиска экзопланет. Хотя он будет искать другие миры в сотнях, а не тысячах световых лет от Земли, как «Кеплер», новый телескоп охватывает около 90 процентов неба, что, предположительно, позволит ему стать ещё эффективнее предшественника.

Читайте материал «Первый «экзоспутник»: астрофизики объявили о сенсационном открытии»