Российские ученые смогут с помощью светящихся грибов обнаружить рак

Врачи смогут помечать вредоносные клетки «светлячками» и наблюдать за их миграцией в организме

Отслеживать перемещение раковых клеток по организму человека станет значительно проще. Для этого их будут помечать специальными светящимися «маячками», выделенными …из грибов.

Как рассказали «МК» в Российском научном фонде, «маячками» ученые условно называют соединения, которые позволяют некоторым живым организмам (медузам, червям, светлячкам и даже грибам) светиться в темноте содержащимися в них ферментами.

И вот ученые Института биоорганической химии РАН в Москве вместе с коллегами из Красноярска наконец полностью сумели раскрыть механизм этого свечения. Опыт проводился на грибах. По их словам, испускание света обеспечивают четыре фермента, один из которых — люциферин, был расшифрован еще несколько лет назад.

Система свечения грибов оказалась на удивление простой. Она близка к обычным путям обмена веществ живых организмов, - пояснил сотрудник лаборатории химии метаболических путей ИБХ РАН Алексей Котлобай. - Мы обнаружили в грибах необходимые компоненты для создания своеобразного генетического модуля, обеспечивающего биолюминесценцию. Перенося его из генома в геном, теперь мы можем сделать практически любой организм светящимся, что раньше было недостижимой целью для исследователей.

Чтобы доказать это, ученые «вставили» этот модуль в обычные дрожжи, и они засветились.

В бытовой сфере, к сожалению, применять «маячки» пока не планируется. А вот в медицине и биологии их начнут внедрять совсем скоро. В частности, светящиеся ферменты предполагается использовать для более детальной визуализации таких процессов, как миграция раковых клеток и доставка лекарств в нужную область в организме человека.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27845 от 28 ноября 2018