Биохимики из Калифорнии сыграли в крестики-нолики молекулами ДНК

Игровое поле было размером с пылинку

Американские учёные, представляющие Калифорнийский технологический институт, представили систему, работающую по принципу ДНК-оригами и позволяющую играть в крестики-нолики на поле из молекул ДНК. Специалисты предполагают, что испытанная таким образом технология однажды будет применяться в значительно более практичных целях.

Игровое поле было размером с пылинку
Фото: Philip Petersen et al./ Nature Communications

ДНК-оригами позволяет создавать те или иные структуры из длинной полинуклеотидной цепочки примерно по тому же принципу, что позволяет формироваться двойной спирали ДНК. Технология известна уже более десятилетия, и в прошлом различным специалистам удавалось «создавать» из ДНК геометрические фигуры, улыбающуюся рожицу, а впоследствии более сложные двумерные и даже трёхмерные объекты.

Особенностью нового эксперимента является то, что в уже готовой структуре специалистам удалось по собственному желанию заменять отдельные элементы. Для этого учёные создали «игровое поле» размеры которого исчисляются в микрометрах, то есть сопоставимы с незаметной пылинкой. Поле состоит из девяти блоков, которые могут напоминать пустой квадрат, квадрат с «крестиком» и квадрат с «ноликом», причём заменять девять сегментов можно в любом порядке.

В интернете был опубликован небольшой видеоролик, на котором можно увидеть демонстрационную партию, завершившуюся победой «крестиков». Хотя ролик длится менее десяти секунд, в действительности партия продолжалась около недели.

Учёные предполагают, что в будущем методы, подобные испытанными в ходе нового исследования, позволят создать молекулярные машины (то есть молекулы, имитирующие работу крупных механизмов), способные изменять свою структуру в зависимости от условий работы.

О полученных результатах специалисты сообщили на страницах научного издания Nature Communications.

Читайте материал «В Гонконге изобрели «складного» шестиногого робота и запечатлели его танец»