Австралийские психологи сочли мифом значимость зрительного контакта

По их версии, смотреть прямо в глаза собеседнику не обязательно

Взгляд непосредственно в глаза собеседнику во время беседы является значительном менее значимым инструментом коммуникации, чем принято считать. Специалисты, представляющие Университет Эдит Коуэн в Австралии, пришли к выводу, что роль прямого зрительного контакта переоценена и не подтверждается экспериментально.

По их версии, смотреть прямо в глаза собеседнику не обязательно

Учёные пригласили к участию в серии экспериментов около полусотни добровольцев. На протяжении четырёх минут они должны были общаться с исследователями на ту или иную тему, причём направление взгляда каждого из собеседников отслеживалось с помощью предназначенных для этого очков. В половине случаев организаторы эксперимента смотрели добровольцам прямо в глаза, а в половине — на его рот.

После диалога участники исследования должны были рассказать, насколько диалог им понравился, а собеседник — заинтересовал. Как выяснилось, от того, на какую именно часть лица добровольцев смотрели учёные, ответы на эти вопросы не зависели. Из этого учёные делают вывод, что в качестве контакта «глаза в глаза» человеком восприримается любой прямой взгляд на него, даже если, собственно, на его глаза при этом не смотрят.

По мнению специалистов, полученные данные помогут людям, которые не любят смотреть в глаза собеседнику, чувствовать себя комфортнее во время общения, зная, что смотреть на его лоб или уши можно с тем же эффектом.

Исследование было опубликовано в журнале Perception.

Два года назад японские специалисты из Киотского Университета выяснили, что нежелание многих людей смотреть в глаза другим людям может объясняться отчасти неожиданным образом. По словам учёных, подобный зрительный контакт попросту мешает сосредоточиться. Впрочем, существуют и другие версии относительно природы этого феномена. Некоторые эксперты считают, что люди, избегающие прямого зрительного контакта, боятся быть уличенными во лжи. По мнению других ученых, дело в опасении, что чересчур пристальный взгляд будет расценен как навязчивость или угроза.

Читайте материал «Испанские биологи разобрались, почему людям нравится музыка»