Доисторические насекомые занимались опылением за 45 млн лет до появления цветов

Мухи отрастили длинные хоботки для высасывания шишек

Российские палеонтологи обнаружили опылителей, живших за 40 миллионов лет до появления цветковых растений

Мухи отрастили длинные хоботки для высасывания шишек
Муха-шаровка из Юрского периода.

Длиннохоботковая муха-шаровка, найденная в верхнеюрских отложениях Казахстана, могла принимать участие в опылении задолго до появления цветковых растений. К такому выводу пришли сотрудники Палеонтологического института им. А.А. Борисяка РАН Александр Храмов и Елена Лукашевич, которые на днях опубликовали результаты своего исследования в журнале «Gondwana Research»

«МК» узнал подробности исследования из первых рук.

- Сама муха была описана нашими предшественниками еще в 1996 году по найденным окаменелым отпечаткам древнего насекомого, - объясняет Александр Храмов. - Но на длину ее хоботка тогда никто не обратил внимания, не верили, что он может быть таким длинным — 12 миллиметров, что в два раза превышает длину ее тела. Ротовые части таких пропорций не встречаются больше ни у одного известного мезозойского насекомого.

Таким образом, выводы Храмова и Лукашевич оказались новым словом в исследовании древнего насекомого. Возраст находки составляет примерно 160 млн лет. Поскольку цветковые растения появились только спустя 40-45 млн лет, ученые предполагают, что муха использовала свой хоботок для высасывания сладковатых выделений из шишек вымерших голосеменных, родичи которых, саговые пальмы, встречаются в Крыму и на Черноморском побережье Кавказа.

Муха-шаровка.

Муха-шаровка относится к виду Archocyrtus kovalevi и является древнейшим представителем ныне живущего семейства шаровок (Acroceridae). В наши дни в Южной и Северной Америке, а также в Южной Африке встречаются шаровки с хоботками, которые по длине значительно превосходят тело. Все они сегодня высасывают нектар из цветов с глубоким венчиком, параллельно их опыляя. А вот к шишкам голосеменных длиннохоботковые мухи больше не наведываются.