Обнаружены следы шестого массового вымирания

Его предложено назвать гваделупским

Американский палеонтолог Майкл Рампино из Нью-Йоркского университета и его китайский коллега Шу-Джонг Шеен из Университета Нанкина пришли к выводу, что в истории Земли было, по меньшей мере, шесть крупных массовых вымираний. Одно из них, о котором до сих пор науке известно не было, произошло незадолго до пермского.

Его предложено назвать гваделупским

На сегодняшний день в истории планеты выделяется пять наиболее крупных массовых вымираний. Первое из них, ордовикско-силурийское, произошло 440 миллионов лет назад — в то время исчезло более 60 процентов видов морских беспозвоночных. Девонское вымирании произошло 76 миллионов лет спустя и привело к сокращению численности видов морских организмов примерно вдвое. Ещё через 113 миллионов лет произошло так называемое «великое» пермское вымирание, приведшее к исчезновению более чем 95 процентов наземных видов и более 70 процентов видов наземных позвоночным. 50 миллионов лет спустя (то есть без малого 200 миллионов лет назад) произошло триасовое вымирание, в результате которого вымерла, по меньшей мере, половина известных сейчас видов, живших на Земле в то время. Наконец, последнее, мел-палеогеновое вымирание, произошло 65,5 миллиона лет назад. Хотя оно уничтожило «всего лишь» шестую часть существовавших в тот период биологических видов, именно оно остаётся наиболее общеизвестным — возможно, в том числе из-за того, что именно тогда с лица Земли исчезли динозавры.

Авторы новой научной работы пришли к выводу, что 260 лет назад, то есть «всего» за 8 миллионов лет до великого пермского вымирания, Землю потрясло еще одно событие такого рода. Как утверждается, оно стало следствием извержения вулканического массива Эмэйшань, расположенного на территории современного Китая. Попадание в атмосферу большого количества парниковых газов, по версии ученых, привело к сокращению биоразнообразия на планете, уступающему по масштабам лишь пермскому и ордовикско-силурийскому. Новое вымирание предложено назвать «гваделупским» по наименованию эпохи, на которую оно пришлось.

Исследование было опубликовано в журнале Historical Biology.

К слову, некоторые экологи не считают преувеличением, что сейчас Земля вступила в эпоху нового массового вымирания, главной причиной которого является деятельность человека. В июле ученые из Германии заявили, что насекомые, которые составляют две трети видового разнообразия животных, стремительно погибают. За полгода до этого к аналогичным выводам пришли биологи из Австралии пришли к выводу, предположившие, что уже в скором времени более 40 процентов видов насекомых могут исчезнуть с лица Земли. Еще раньше другой коллектив специалистов также объявил о вымирании насекомых и охарактеризовал эту тенденцию как более опасную, чем может показаться на первый взгляд. Как пояснили тогда ученые, исчезновение насекомых может становиться причиной того, что насекомоядные животные и растения лишаются кормовой базы, и экосистемы начинают «разрушаться снизу». К слову, с этим утверждением согласны и авторы новой научной работы.

Некоторые специалисты идут дальше и заявляют, что стремительное вымирание населяющих планету живых существ началось уже довольно давно, причём затрагивает оно далеко не только насекомых. В частности, этому вопросу был посвящен опубликованный в прошлом году отчет Всемирного фонда дикой природы и Лондонского зоологического общества. Тогда специалисты заявили, что с 1970 по 2014 год деятельность человечества стала причиной исчезновения 60 процентов млекопитающих, птиц, рыб и рептилий на Земле. Согласно тому же докладу, количество позвоночных животных в Южной и Центральной Америке за этот период снизилось на 89 процентов.

Читайте материал «Антропологи выяснили, где жил и как выглядел общий предок людей»