Сердце бездельников напоминает обезьянье, показало исследование

В некотором роде труд действительно делает из обезьяны человека

Человеческое сердце устроено таким образом, что помогает выдерживать долговременные физические нагрузки, и в этом отношении отличается от сердец горилл и шимпанзе. Тем не менее, специалисты из Университета Британской Колумбии выяснили, что малоактивный образ жизни заставляет сердце на физиологическом уровне приобретать «обезьяньи» черты.

В некотором роде труд действительно делает из обезьяны человека

Как поясняют ученые, у обезьян сердца выглядят несколько более округлыми и обладают толстыми стенками по сравнению с людскими. При этом отмечается, что сердце человека, в отличие от обезьяньего, немного «закручивается» с каждым ударом, что позволяет ему несколько эффективнее перекачивать кровь по организму.

По словам ученых, сердца обезьян в некоторых отношениях уступают человеческим, но имеют и свои преимущества по сравнению с ними. Как обычно и бывает в случае с эволюцией, обезьянье сердце попросту в большей степени «заточено» под оптимальную работу в других ситуациях — если люди способны на продолжительные физические нагрузки, то другие приматы лучше переносят нагрузки кратковременные. Подобные различия восходят к различным тактикам выживания, которые практиковали люди и другие приматы.

Авторов новой научной работы заинтересовало, в какой степени на физиологических характеристиках сердца отражается образ жизни человека. Как выяснилось, в этом отношении ситуацию довольно точно формулирует вольная цитата из Энгельса, что «труд сделал из обезьяны человека». В наибольшей степени черты, характерные для Homo sapiens, проявлялись у людей, занимающихся физическим трудом, требующим большого количества времени — в частности, у тех, кто занимался сельским хозяйством. В то же время у офисных сотрудников, для которых не были характерны физические нагрузки в целом, и спортсменов, натренированные переносить краткосрочные нагрузки, сердца как очертаниями, так и принципом работы несколько больше напоминали аналогичный орган у шимпанзе.

Исследование было опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Читайте материал "Новозеландскую блоху назвали в честь главного героя «Властелина колец»"