День до конца света: откуда взялась конспирологическая теория

Едва ли астероид упадет на Землю в ближайшем будущем

В средствах массовой информации продолжают появляться сообщения, что 3 октября 2019 года планете угрожает катастрофическое столкновение с астероидом. При этом порой утверждается, что информацию о его приближении подтвердило американское аэрокосмическое агентство NASA. Впрочем, к действительности подобный утверждения относятся более чем косвенно.

Едва ли астероид упадет на Землю в ближайшем будущем

Около года назад космические агентства США и Европы проводили своего рода учения на случай, если через десять лет на Землю обрушится гигантский космический объект. По «сценарию» к планете приближался гипотетический астероид, получивший название 2019 PDC. Некоторые журналисты подхватили тему и не упоминая, что речь идет всего лишь о теоретическом сценарии, стали писать о приближающемся к планете опасном объекте. Через некоторое время история «обросла подробностями», некоторые детали трансформировались, и в Сети стали распространяться сообщения, что 3 октября 2019 в Землю врежется астероид 2007 FT3 диаметром 340 километров. Этот астероид действительно существует, однако минимальное расстояние, на котором он пройдет от Земли, составляет значительно больше ста миллионов километров. Естественно, профессиональные ученые вскоре пояснили, что в действительности Земле ничего не угрожает, однако по мере приближения 3 октября «сенсационные» сообщения вновь стали появляться в интернете все чаще.

Естественно, это не единственный случай, когда неоднократно опровергнутые псевдонаучные новости на на протяжении долгого времени продолжают облетать средства массовой информации. В качестве одного из примеров можно привести сообщение, впервые появившееся в 2003 году. Тогда в интернете прошёл слух, что 27 августа Марс настолько приблизится к Земле, что на ночном небе по размерам сравняется с Луной. С тех пор каждый год эта новость под видом «свежей» появляется в соцсетях и на некоторых сайтах, и меняется в ней только год. В действительности Марс всегда находится во многих десятках или даже сотнях миллионов километров от Земли, и даже в момент максимального сближения выглядит как яркая красноватая звезда, но не более того. Стоит отметить, что первоначальное сообщение, породившее «марсианскую мистификацию», было корректно: в нём утверждалось, что Марс будет сравним с Луной по размерам, если смотреть на него с 75-кратным увеличением, а на нее — невооружённым глазом.

Что касается новостей о «конце света», наиболее часто фигурирующим в них космическим телом является Нибиру — вымышленная планета, существование которой не только не подтверждается учеными, даже не подразумевается шумеро-аккадской мифологией, из которой её образ якобы был взят. Недавно подобные сообщения стали особенно популярны, и снова свою роль в этом сыграл реальный научный факт — искаженный и преувеличенный до неузнаваемости: в 2016 году Майкл Браун и Константин Батыгин предположили, что в Солнечной системе действительно может существовать пока не открытая крупная планета — естественно, не имеющая к Нибиру никакого отношения.

Читайте материал «В Солнечную систему прилетела черная дыра, заподозрили астрономы»