Ученые открыли новые странности «суперпуховых» экзопланет

Астрономы из Монреальского университета недавно внимательно изучили сверхбольшую экзопланету WASP-107b и обнаружили, что эти так называемые «суперпуховые» планеты могут быть еще более странными, чем они предполагали.

Ученые открыли новые странности «суперпуховых» экзопланет

WASP-107b - это не недавно открытая экзопланета, она была впервые обнаружена еще в 2017 году и вращается вокруг звезды на расстоянии примерно 200 световых лет от нас. Один интересный факт о планете заключается в том, что она вращается вокруг своей звезды на расстоянии более чем в десять раз ближе, чем Земля вращается вокруг Солнца. WASP-107b называют суперпуховой, потому что она невероятно легкая. Планета такого же размера, как Юпитер, но имеет только одну десятую его массы.

Чтобы определить фактическую массу планеты, астрономы воспользовались знаменитой обсерваторией Кек на Гавайях. Применение так называемой техники наблюдения лучевой скорости, которая позволяет исследователям установить массу экзопланеты, наблюдая колебательное движение ее звезды, создаваемое гравитационным притяжением экзопланеты. Наблюдения подтвердили, что WASP-107b примерно в тридцать раз массивнее Земли.

Используя новые данные, команда провела анализ, чтобы определить, какой может быть внутренняя структура планеты. Они пришли к поразительному выводу, что у нее должно быть твердое ядро, которое не более чем в четыре раза превышает массу Земли. Это означает, что более 80% его массы приходится на плотный слой газа. Чтобы представить это, ученые напомнили, что Нептун только 10% своей массы получает от окружающего его газового слоя.

Тот факт, что WASP-107b еще и невероятно легкая, вызывает дополнительные вопросы. Как могло случиться, что экзопланета такого низкого уровня вообще образовалась? И почему она не теряет свой огромный слой газа, учитывая близость к своей звезде-хозяину? Современные модели образования газовых гигантов основаны на хорошо известных газовых гигантах, обнаруженных в нашей солнечной системе, таких как Сатурн. Гипотеза состоит в том, что ядро, по крайней мере, в десять раз превышающее массу Земли, необходимо для сбора достаточного количества газа из раннего планетообразующего диска, окружающего звезду.

Профессор Ева Ли, известный специалист по сверхлегким экзопланетам, заявила в интервью, что существует несколько гипотез, наиболее вероятной из которых является то, что экзопланета начала свою жизнь намного дальше от своей звезды-хозяина. По словам Ли, газ в диске, формирующем планету, достаточно холодный, поэтому его накопление может происходить намного быстрее на более значительных расстояниях. WASP-107b мигрировал к своей звездной системе намного позже, вероятно, после взаимодействия с другими планетами или с самим диском, формирующим планеты.