Цианобактерии оказались самыми экстремальными организмами на Земле

Эти крохотные создания настолько неприхотливы, что с удовольствием заселяют даже голые скалы, которые оставляют за собой отступающие ледники.

Покрытые льдами высокогорья перуанских Анд представляют собой одно из самых суровых местообитаний на Земле: местный климат настолько экстремален, что сопоставим только с антарктическим.

Из-за глобального потепления льды отступают повсюду, в том числе и в Андах. Уходя, они оставляют голые пространства, где растительность не появляется десятки лет. Этих негостеприимных мест сторонятся даже примитивные лишайники. Для ученых оставалось загадкой, что же происходит на таких безжизненных пространствах до того, как там появляются первые растения. Действительно ли они остаются такими безжизненными, и кто же заселяет их первым?

До последнего времени существовали три возможных теории того, как может происходить заселение подобных безжизненных пространств. Согласно первой гипотезе, поселенцы-пионеры даже в виде мхов и лишайников не появляются здесь до тех пор, пока ветер не принесет пусть и небольшое, но достаточное количество органики.

Вторая гипотеза гласила, что в "подледниковьях" могла быть законсервирована древняя органика, дающая основу для заселения скал первыми растениями. И наконец адепты третьей гипотезы отводили основную роль в подготовке этих мест автотрофным бактериям, синтезирующим органику из углекислого газа и атмосферного азота.

Ученые под руководством Стива Шмидта из Колорадского университета в Боулдере решили изучить грунт из-под перуанского ледника, который отступает со скоростью 14-20 метров в год. Результаты исследований, которые проводились начиная с 2000 года, принесли научную сенсацию.

Наиболее верной оказалась третья гипотеза. Ученые выяснили, что почву для жизни подготавливают автотрофные цианобактерии, практически сразу же заселяющие скалы. Эти организмы полностью независимы от факторов внешней среды, за исключением воды и света, более того, накопление ими органики происходит в сжатые сроки. Что любопытно, обнаруженные виды родственны антарктическим цианобактериям, живущим в подобных местообитаниях, пишет Astrobio.net

Таким образом, стало ясно, как может происходить заселение безжизненных территорий Земли на начальном этапе. Удивительно, что даже в таких суровых условиях возможна жизнь и именно цианобактерии подготавливают основу для "пионеров суши" – лишайников, без которых в свою очередь на этих местах не смогут поселиться другие растения, а также животные.

Справка "МК"

Цианобактерии, сине-зелёные водоросли — значительная группа крупных грамотрицательных эубактерий, способных к фотосинтезу, сопровождающемуся выделением кислорода. Они наиболее близки к древнейшим микроорганизмам, остатки которых обнаружены на Земле, сообщает Википедия.