Ученые открыли естественную защиту от рака

Канадские ученые определили один из основных механизмов контроля веществ NK, регулирующих активность клеток. Производимые иммунной системой, NK-клетки ответственны за распознание и уничтожение раковых клеток и клеток, инфицированных вирусами

Недостаток NK-клеток связан с высоким уровнем заболеваемости раком и других серьезных заболеваний, включая гепатит и вирус герпеса. Врачи надеются, что их открытие существенно поможет лечению онкологических опухолей, особенно меланомы и лимфомы, и инфекционных болезней, передает Агентство медицинской информации.

"Специалисты установили, что молекула CRACC, которая присутствует на поверхности NK-клеток, повышает их защитные функции. При лабораторных испытаниях на мышах медики Института клинических исследований Монреаля доказали, что найденная молекула значительно улучшает способность организма животных ликвидировать действие раковых клеток. Те грызуны, которые не имели гена CRACC, оказались более восприимчивыми к раку. Был сделан вывод, что стимуляция CRACC позволит эффективнее бороться с раковыми образованиями и различными инфекциями благодаря активности NK-клеток. Как сказали эксперты, повышение активности CRACC путем генной терапии или с помощью лекарств может стать потенциально надежным способом лечения опасных заболеваний.

Другой успех на поприще борьбы с раком ждал израильских ученых. Используя раковые клетки пациентки, страдающей раком яичника, и эмбриональные стволовые клетки человека, медики сумели получить в организме иммунодефицитной мыши раковую опухоль, повторившую путь развития опухоли пациентки.

По словам исследователей из Technion-Israel Institute of Technology’s Rappaport Faculty of Medicine и Rambam Medical Center, в настоящее время разработано очень мало доклинических экспериментальных моделей, в которых используются раковые клетки реально существующих конкретных пациентов.

Авторам статьи удалось создать модель опухоли на мыши, содержащую тератому со стволовыми клетками опухоли яичника пациентки. Тератома в мыши была получена из эмбриональных стволовых клеток человека.

"Моделируя рост стволовых клеток пациента в условиях, повторяющих их рост внутри организма больного, клиницисты смогут проверять чувствительность данной опухоли к тем или иным препаратам, что позволит адаптировать противоопухолевую терапию в соответствии с особенностями каждого пациента", – заявил доктор Мати Цукерман.

Из опухоли яичника одной пациентки в лаборатории были выделены и охарактеризованы шесть различных субпопуляций раковых клеток, каждая из которых была помещена в отдельную тератому.

Большое количество субпопуляций раковых клеток, выделенных из опухоли одной пациентки, отражает многообразие типов рака яичников в целом, а также указывает на существование стволовых раковых клеток, ответственных за рецидивы онкологических заболеваний после курсов химиотерапии. Именно такие клетки должны стать основной мишенью противоопухолевой терапии, сообщает сайт Санкт-Петербургского банка стволовых клеток.