Открыта первая молекула жизни на Земле

Первой «Молекулой Жизни» было соединение, недавно обнаруженное учеными в цианобактериях

Почти все живые существа на Земле, как и все вымершие, которых удалось к настоящему моменту обнаружить, обладают ДНК-геномами, а их фенотип определяется кодируемыми в этих геномах разнообразными РНК и белками.

PLoS ONE

Между тем есть весомые причины полагать, что появлению ДНК-белкового мира три с половиной миллиарда лет назад предшествовали более простые формы жизни, основанной на РНК, говорят специалисты.

По гипотезе Гильберта (1986 год), во время эры, называемой «миром РНК», передаваемая генетическая информация кодировалась в молекулах РНК, а фенотип

проявлялся в ряде каталитических свойств РНК. Но детали работы таких примитивных генетических систем до сих пор остаются загадкой.

Совсем недавно была предложена гипотеза о существовании еще более ранних, чем РНК-организмы, форм жизни, согласно которой генетическая информация в первых живых системах могла передаваться при помощи так называемых пептидных нуклеиновых кислот (ПНК), пишет www.nkj.ru. Такие гипотетические полимерные молекулы ПНК, в частности, могли быть построены из мономеров N-(2-аминоэтил)глицина (АЭГ). Полимерные цепи ПНК, построенные на основе АЭГ, синтезированы и активно исследуются. В частности, ряд фармацевтических компаний изучает возможность их медицинского применения в качестве «генетических глушителей», блокирующих работу определенных генов.

Но для принятия этой оригинальной гипотезы до недавнего времени существовало весьма серьёзное препятствие – аминоэтилглицин в природе элементарно не выявлялся.

Команда шведских и американских исследователей обнародовала в издании PLoS ONE результаты своей работы, в которой им удалось выявить присутствие АЭГ в некоторых цианобактериях. Данное открытие может привести к пересмотру наших представлений о зарождении жизни на Земле, считают эксперты.

Ученые изучили содержание АЭГ в стерильных культурах штаммов цианобактерий из коллекции Института Пастера. Содержание АЭГ в этих штаммах было довольно существенным и составляло от 281 до 1717 нг/г общей массы бактерий. Для подтверждения наблюдения ученые измеряли содержание АЭГ у цианобактерий, обитающих в естественных условиях водоемов пустынь Монголии, морей Катара и рек Японии, и обнаружили, что содержание АЭГ в них в среднем даже выше, чем в стерильных культурах.

Геномы двух из исследованных штаммов (Nostoc PCC 7120 и Synechocystis PCC 6803) удалось полностью расшифровать, что позволило ученым соотнести уровень содержания АЭГ со степенью филогенетического родства цианобактерий. Выяснилось, что, несмотря на то, что их геномы совпадали всего на 37%, уровень продукции АЭГ у этих штаммов был примерно одинаков. Наряду со способностью всех пяти морфологических групп цианобактерий синтезировать АЭГ, этот факт говорит о том, что способность продуцировать АЭГ является высоко консервативной и эволюционно примитивной особенностью этих организмов.

PLoS ONE