Геном пшеницы оказался намного сложнее генома человека, уверяют ученые

Им удалось его расшифровать, правда, пока лишь вчерне. Между тем, это уже прорыв, говорят эксперты

Если геномы риса и кукурузы уже давно расшифрованы, то в отношении генома пшеницы ученые долгое время даже не были уверены, что его вообще удастся секвенировать в более или менее обозримом будущем. Однако лед тронулся...

Профессор Майкл Беван, директор Центра Джона Иннеса в Норидже (Великобритания), ведущего британского научного учреждения в области биологии растений, микробиологии и биохимии, поясняет: "У пшеницы самый большой и сложный геном из всех, какие ученые до сих пор пытались расшифровать. Он в четыре с лишним раза больше человеческого. Кроме того, он является, по сути дела, комбинацией из трех независимых геномов, каждый из которых происходит от одного из диких предков нынешней пшеницы. То есть в геноме культурной пшеницы каждый ген представлен сразу тремя очень похожими, но не идентичными вариантами".

На сегодня исследователи уже секвенировали 95 процентов ДНК растения. В авторитетном британском научном журнале Nature они опубликовали теперь результаты своих усилий по анализу полученных данных. "Наш анализ еще далеко не завершен, - признает профессор Беван. - Речь идет пока о черновом варианте генетического кода, набор данных фрагментарен и состоит из отдельных участков. В то же время мы смогли идентифицировать практически все гены пшеницы. Теперь мы выкладываем эту информацию в общедоступной базе данных по злакам".

Выяснилось, в частности, что геном пшеницы состоит примерно из 17 миллиардов пар нуклеотидных оснований и содержит от 94 до 96 тысяч генов. Причем две трети этих генов ученые смогли с достаточно высокой надежностью отнести к тому или иному из трех отдельных геномов, образующих полный генетический код пшеницы. Примечательно, что эти результаты удалось получить всего за один год, в то время как над расшифровкой генома человека ученые напряженно трудилась 15 лет. Специально для реализации данного проекта в Институте биоинформатики при Научно-исследовательском центре имени Гельмгольца в Мюнхене были разработаны новые приемы анализа данных секвенирования особо сложных геномов, информирует www.dw.de.

Клаус Майер, глава рабочей группы института, считает, что за последние два-три года произошли революционные изменения в технике секвенирования, так что сегодня, используя относительно скромные средства, можно получать весьма значительные массивы данных. "А мы за последние годы очень неплохо научились такие данные сортировать и расшифровывать", - поясняет он.

Новые знания о месторасположении и функции того или иного гена позволят быстрее и эффективнее выводить сорта с нужными свойствами. По крайней мере, селекционерам, работающим с рисом, удалось благодаря расшифровке его генома добиться за последние годы весьма впечатляющих успехов в выведении новых сортов. С пшеницей же многие селекционеры предпочитали вообще не иметь дела. Теперь ситуация улучшится, полагает профессор Лангридж: "Возможно, пшеница  благодаря своему большому и сложному геному и получила столь широкое распространение по всему миру. Такой геном позволяет этой культуре лучше адаптироваться к разным климатическим условиям, чем любому другому злаку".

Детальное знание генетического кода позволит вывести оптимальные сорта. К 2016 году нынешний черновой вариант этого кода должен уступить место беловику.