Исследователи впервые зафиксировали шаровую молнию в живой природе

Китайские исследователи впервые зафиксировали природную шаровую молнию

Феномен шаровых молний не разгадан до сих пор. Шаровая молния – это феномен, в котором электрический шторм создаёт подвижную светящуюся сферу, висящую в воздухе. Учёные часто создают шаровые молнии в лаборатории, но никогда прежде ещё не наблюдали и не фиксировали их в живой природе, сообщает Американское физическое общество.

Китайские исследователи впервые зафиксировали природную шаровую молнию

Исследователи из провинции Цинхай в Китае наблюдали грозу с использованием видеокамер и спектрометра. И им очень повезло – эти инструменты зафиксировали пятиметровую вспышку шаровой молнии, которая оставалась в воздухе около 1.6 секунды.

Затем, уже в лаборатории учёные проанализировали показания спектрометра и обнаружили индикаторы больших объёмов кремния, железа и кальция – элементов, присутствующих в почвах этого региона.

В результате этого они выдвинули гипотезу, что во время удара молнии, она выбивает в воздух облако высокозаряженных наночастиц почвы. По мере разряда этих частиц, они испускают яркий свет.

Эта теория требует дальнейших экспериментов для своего подтверждения, но она может стать первой разгадкой до сих пор не понятого учёными феномена шаровых молний.

С научной точки зрения, до сих пор не существует ни одного подтверждённого доказательства того, что шаровые молнии действительно существуют, а не являются уделом воображения очевидцев. Вплоть до 2010 года вопрос существования шаровых молний был принципиально неопровержимым. Вследствие этого, а также под давлением наличия множества очевидцев, в научных изданиях было невозможно отрицать существование шаровых молний.

Так, в предисловии к бюллетеню Комиссии РАН по борьбе с лженаукой «В защиту науки», № 5, 2009 использовались формулировки: "Конечно, в шаровой молнии до сих пор много неясного: не желает она залетать в лаборатории ученых, оснащенные подобающими приборами".

Теория происхождения шаровой молнии была разработана в 2010 году австрийскими учеными Джозефом Пиром и Александром Кендлем из Университета Инсбрука. Они предположили, что свидетельства о шаровых молниях можно интерпретировать как проявление фосфенов — зрительных ощущений без воздействия на глаз света, то есть шаровые молнии являются галлюцинациями. Расчеты показывают, что магнитные поля определенных молний с повторяющимися разрядами индуцируют электрические поля в нейроны зрительной коры, которые и кажутся человеку шаровой молнией. Фосфены могут проявиться у людей, находящихся на расстоянии до 100 метров от удара молнии.

Теория была опубликована в научном журнале Physics Letters A, благодаря чему вопрос существования шаровых молний стал проверяемым: теперь уже сторонники существования шаровых молний должны зарегистрировать шаровую молнию научной аппаратурой, и таким образом опровергнуть теорию австрийских ученых о фосфенах. Китайцы и попытались это сделать.

Источники: gizmodo.com, gearmix.ru и wikipedia.org.