Исследователи реконструировали облик древнего испанца

У живших примерно 7 тыс. лет назад на территории современной Испании охотников-собирателей были голубые глаза и темная кожа

Восстановить облик La Braña, а именно так исследователи «окрестили» жившего в период мезолита человека, они смогли, расшифровав его геном. Ученые из института эволюционной биологии в Барселоне сделали сенсационные выводы о внешнем облике древних испанцев.

CSIC/nationalgeographic.com

На севере Испания в 2006 году в пещере Ла-Бранья-Аринтеро были обнаружены останки древнего человека европейского происхождения. Испанские археологи во главе с ученым Карлесом Лалуэса-Фоксом на протяжении 7 лет изучали среду обитания человека в эпоху мезолита – 5-10 тысяч лет назад. Благодаря тщательной и кропотливой работе археологов, были обнаружены останки мужчины, костный скелет которого сохранился в отличном состоянии.

"Главным сюрпризом для нас стало то, что этот человек обладал типично "африканскими" версиями генов, которые управляют пигментацией кожи, что вероятно делало его очень смуглым или даже темнокожим, хотя мы и не можем точно определить ее тон. Еще более удивительным стало то, что этот "испанец" обладал теми вариациями генов, которые делают глаза европейцев голубыми, что делает этот геном уникальных, так как по всем остальным признакам он происходит из Северной Европы", — заявил Карлес Лалуэса-Фокс из Института эволюционной биологии в Барселоне (Испания).

Получается, что европейцы имели африканские гены, отвечающие за пигментацию кожи, вследствие чего древние испанцы были намного смуглее, чем современные типичные представители этой страны. И, в то же время, обладали генами европейского типа, что выражалось в голубом оттенке цвета глаз.

Такое открытие делает древнего человека поистине уникальным за наличие смешанных генов африканского и европейского происхождения. Также учеными было установлено, что в то время люди еще не занимались земледелием и домашним хозяйством. Это выявило неспособность данного жителя пещеры переваривать молоко. Древний человек питался за счет охоты на диких животных и собиранием ягод и грибов.

Анализ показал, что уже тогда, когда люди еще не занимались сельским хозяйством, они имели гены, помогающие бороться со многими болезнями, некоторые из которых встречаются и сейчас. Раньше ученые считали, что именно благодаря активному развитию скотоводства и более близкому контакту с животными у людей появился иммунитет ко многим заболеваниям.

Авторов статьи в первую очередь интересовали гены, управляющие работой иммунной системы и метаболизмом человека. По их словам, различия в устройстве этих фрагментов генома могут показать, почему охотники-собиратели Европы не были способны конкурировать с "новопоселенцами"-фермерами.

Источники: ria.ru и spain-media.ru.