Установлен ген, который помогает отдалить старость

Найден ген, с помощью которого можно избавится от жировой ткани и при этом продлить жизнь

25.03.2014 в 18:51, просмотров: 21270

Удаление гена иммунной системы FAT10 спровоцировало значительное увеличение в продолжительности жизни и снижение в толщине жировой прослойки у мышей, что говорит о тесной связи иммунитета с долголетием, заявляют генетики в сенсационной статье, опубликованной в уважаемом журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Установлен ген, который помогает отдалить старость
фото: Геннадий Черкасов

Благодаря предыдущему исследованию экспрессии генов жировой ткани, специалисты из университета Тафтса обратили внимание на роль FAT10 в образовании жировой ткани и обмене веществ, напоминает vesti.ru.

"Никто не знал, что на самом деле делает FAT10, кроме того, что он "включается" во время воспалений и что связан с раком желудочно-кишечного тракта и половых органов. Отключение этого гена вызывает массу положительных эффектов, включая уменьшение запасов жира, что замедляет старение и продлевает жизнь на 20%", — заявил Мартин Обин из университета Тафтса в Медфорде (США), чьи слова приводит РИА Новости.

Ученые из исследовательского центра USDA HNRCA обнаружили, что всего лишь один ген под названием FAT10 играет ключевую роль в управлении иммунной системой и обменом веществ.

Исследователи решили выяснить функцию и механизмы действия FAT10, изучая ген в жировой ткани мышей. Специалисты с удивлением обнаружили, что выключение гена FAT10 вызывает различные положительные изменения в организме грызунов. Прежде всего, отключение FAT10 снижает количество жира в теле животных, а также продлевает жизнь в среднем на 20%.

Эксперты пока не знают, связан ли подобный эффект с меньшей склонностью к ожирению или же с изменениями в работе других генов, с которыми связан FAT10.

"Лабораторные мыши живут в клетках, где практически нет бактерий. Организм тратит много энергии на борьбу с инфекциями, источником которой обычно служат запасы жира. Мыши без гена FAT10 могут быть слишком худосочными для успешного отражения инфекций вне стен лабораторий. Необходимы дальнейшие исследования, которые помогут нам достичь баланса между иммунной системой и жировыми запасами среди мышей, а потом и среди людей", — заключает Обин.

Данное открытие было сделано неожиданно: ученые создали генно-модифицированных мышей лишь с целью изучить роль гена FAT10 в сепсисе (заражение крови), рассказывает cnews.ru. В попытке вырастить мышей, чувствительных к сепсису, ученые отключили ген FAT10 у мышей. Эта генная модификация вызвала неожиданные «побочные эффекты»: мыши похудели, стали выглядеть моложе (для своего возраста) и, что самое главное, - были более здоровыми. В частности у модифицированных мышей был лучший тонус мышц, реже появлялись возрастные опухоли.

Увы, но пока об эффективной борьбе со старением с помощью отключения FAT10 у людей речь пока не идет. Одно лишь отключение FAT10 не может полностью решить проблему старения и ожирения. Лабораторные мыши живут в лаборатории, то есть в идеальных стерильных условиях. В то же время для борьбы с инфекциями организму требуется энергия, накопленная в жировой ткани.

Тем не менее, возможности управления FAT10 огромны. Недавние исследования показали, что FAT10 взаимодействует с сотнями других белков в клетках, в частности данный ген влияет на иммунный ответ, метаболизм глюкозы и другие функции митохондрий. Управление геном FAT10 может помочь в создании новых методик лечения болезней обмена веществ, метаболического синдрома, рака и множества других заболеваний. Все это позволит продлить здоровый активный возраст людей.

Ранее ученые из Гарварда смогли омолодить мышей на клеточном уровне. В результате эксперимента двухлетняя мышь стала выглядеть как шестимесячная. Другая группа исследователей открыла бактерии, вызывающие похудение. Их присутствие не дает мышам накапливать лишний жир.