Исследователи объяснили, почему светятся черви, обитающие в сибирской тайге

Ученые Института биофизики СО РАН (Красноярск) совместно с коллегами из Института биоорганической химии РАН (Москва) не только расшифровали структуру неизведанного светящегося белка этих червей, но и синтезировали его. Для этого специалистам пришлось вручную выкопать из почвы и обработать несколько сотен тысяч червей.

Известно, что сибирские светящиеся черви Fridericia heliota живут в почве. Этот вид открыли красноярские исследователи из лаборатории фотобиологии Института биофизики СО РАН. Крошечный червь, относящийся к олигохетам (малощетинковым червям), 15 мм в длину, испускает голубой свет (478 нм).

По мнению ученых, свечение возникает при окислении маленькой органической молекулы, которую называют лициферином, а происходит оно при участии фермента люциферазы, сообщает gazeta.ru со ссылкой на журнал Angewandte Chemie (мегагрант нобелевского лауреата Осамы Симомуры).

Фото: omskzdes.ru

Открытие даёт широкие возможности практического применения люциферина: он легко синтезируется, стабилен при комнатной температуре и не токсичен. Светящиеся метки из этого вещества можно использовать для проведения анализов в медицине и в тест-системах при разработке лекарств. Например, если мыши с раковой опухолью, которая экспрессирует люциферазу, ввести люциферин, то опухоль заявит о себе свечением.