Астероиды «мега-Челябински» угрожают земле уничтожением: можно ли спастись от них?

Космические пришельцы будут посещать Землю несколько раз в 10-20 лет

15 февраля над Челябинском рванул метеорит. На много километров были выбиты окна. Пострадали более 1000 человек. Тогда нас успокаивали, что, мол, это редкое явление, повторяющееся лишь раз в 100-200 лет. Но вот, оказывается, человечеству нужны не успокоительные валериановые капли, а сенсоры повышенной опасности.

Космические пришельцы будут посещать Землю несколько раз в 10-20 лет

К такому выводу пришла группа ученых. В исследовании, опубликованном вчера в журнале «Nature» («Природа»), они пишут, что нашу планету ожидают многие «Челябински» и даже кое-что похуже. И будут они посещать Землю не раз в 100-200 лет, а несколько раз в 10-20 лет. Питер Браун, профессор физики и астрономии Университета Западного Онтарио, и автор двух статей из трех, опубликованных в «Nature», пишет, «Такая перспектива вызывает дискомфорт». (Третья статья посвящена взрыву астероида над Челябинском. Она была опубликована в интернете на прошлой неделе другим журналом «Science» («Наука».)

Ученые своими исследованиями пытаются подхлестнуть бдительность мировой общественности и мировых лидеров и поднять их на «планетарную защиту нашей матушки-Земли. Ученые как бы втолковывают нам, что речь идет не о голливудских фантасмагориях, а о вполне реальных катастрофах, грядущих из Космоса. Кое-кого сигнал «SOS» ученых разбудил. Специальный комитет ООН занялся изучением этой проблемы выживания человечества. А в следующем месяце Генассамблея ООН должна принять две рекомендации на сей счет. Первая касается создания Международной сети предупреждения против астероидов. Она будет делиться информацией с уже существующими космическими агентствами. Вторая предусматривает создание группы советников по изучению технологических возможностей для защиты от астероидов.

На сегодня «космическим дозором» засечены около 95% больших астероидов поблизости от Земли. Речь идет о гигантах шириной в один километр, то есть две мили. На «ближайшее время» они нам не угрожают. «Астероиды подобных размеров смертельно опасны. Они способны положить конец человеческой цивилизации на Земле», — говорит астронавт НАСА, летавший на шаттлах, Эдвард Лю. Ныне он возглавляет частный фонд, цель которого запустить в Космос телескоп, способный обнаруживать и астероиды более мелких размеров.

Кстати, челябинский астероид имел ширину в 60 футов. Он летел со скоростью в 40000 миль в час. Энергия, которую он выпустил при взрыве, равнялась 500 000 тонн ТНТ (Тунгусский метеорит, упавший в Сибири в 1908 году, был в диаметре в два-три раза больше челябинского и высвободил энергию в размере 5-15 млн тонн ТНТ).

Телескоп «V612», которого уже окрестили «Sentinel» («Часовой»), будет способен засекать астероиды шириной в 450 футов, но и поменьше тоже. По словам доктора Лю, проект «V612» будет стоить 450 миллионов долларов. 250 миллионов пойдут на строительство «Часового», 200 миллионов — на его обслуживание в течение 10 лет.

Что такое астероид шириной в 450 футов? Доктор Лю объясняет. Это эквивалент 150 миллионов тонн ТНТ. Он не сможет уничтожить все человечество, — говорит Лю. — Но он способен убить 50 миллионов человек. Мировая экономика окажется в коллапсе на одно-два столетия». (Ничего себе «утешение».)

Пока что таких не полностью самоубийственных для Земли астероидов обнаружено 10-20% от предполагаемого их числа. «Сентинел» сможет, как уже было сказано выше, засекать и более «миниатюрные» астероиды, но и они таят огромную разрушительную силу. Речь идет о таких астероидах, которые смогут стереть с лица земли город размером в Нью-Йорк вместе с его окрестностями», — говорит доктор Лю. Пока что обнаружено только 0,5% таких астероидов, которые по своей силе равны Тунгусскому метеориту.

Столь небольшое количество обнаруженных астероидов тунгусского типа вынудило авторов публикаций в «Nature» изучить то, что реально обрушивалось на нашу планету. В одной из статей расследуется, например, статистика от 1960 до 1970 года ВВС Соединенных Штатов. Она поступала от сенсоров, следивших за запрещением наземных ядерных испытаний. Статистика американских ВВС зафиксировала колебания, вызванные взрывами 60 астероидов. Большинство из них были маленькими, но крупных оказывалось больше, чем предсказывалось «небесными». «Челябинсков» было больше, чем предсказывалось.

«Каждым из них, взятых в отдельности, можно, конечно пренебречь, но когда берешь их в совокупности, начинаешь понимать, что в Космосе блуждают недалеко от Земли куда больше астероидов шириной в 10 и больше метров», — говорит профессор Браун.

Доктор Лю приводит в свою очередь ещё одну причину создания телескопа «Часовой». «Имеются намеки на то, что количество астероидов больше, чем мы предполагаем, — говорит он. — Но мы еще не знаем насколько. А это необходимо установить. Узнав их количество, мы узнаем и их местоположение, узнаем и то, который из них представляет угрозу нам».

Конечно, признают ученые, многие «Челябински» не смогут быть обнаружены даже «Часовым». Но предварительное предупреждение все равно лучше полной неожиданности. По крайней мере, она заставила бы жителей Челябинска отойти от окон.

Сейчас, получив 5-миллионный грант от НАСА, астрономы Гавайского университета направляют свои телескопы для сканирования на небе быстро движущихся точек света, которыми могут быть приближающими к Земле астероиды. И хотя в таком случае уже не будет времени отбить подобные астероиды, но поскольку до их падения останутся еще несколько дней или даже недель, можно будет провести определенные защитные меры, например, эвакуацию предполагаемой зоны падения. Эта система вступит в строй в 2015 году…

Как хрупка и незащищена наша голубая планета! Большой астероид может прихлопнуть ее как муху, и исчезнет разум во Вселенной, во всяком случае, в нашей галактике, которая даже «не заметит потери бойца» и будет продолжать расширяться и разбегаться. Но мы об этом уже ничего не узнаем.