Астроном: Недавний взрыв сверхновой можно увидеть в бинокль

Об открытии сверхновой сообщил астроном Стив Фосси (Fossey) из Университетского колледжа Лондона

Открытая 21 января невероятно близкая к нашей Земле сверхновая в эти дни находится в центре внимания обсерваторий всего мира. Объект, получивший название SN 2014J, располагается в галактике M82 (созвездие Большая Медведица) на расстоянии всего 12 млн световых лет от нас. То есть, это ближайшая сверхновая из открытых за последние десятилетия, и, возможно, самая близкая сверхновая типа Ia, которая была обнаружена за время работы действующих сейчас космических миссий. Специалист по сверхновым из Института астрономии РАН Николай Чугай рассказал «МК» о деталях, связанных с открытием этой сверхновой, пик яркости которой придется на конец января — начало февраля.

Об открытии сверхновой сообщил астроном Стив Фосси (Fossey) из Университетского колледжа Лондона
Галактика M82 (галактика Сигара) находится в созвездии Большая Медведица. M82 сейчас на стадии мощного звездообразования, благодаря чему она во много раз ярче, чем наша «домашняя» галактика – Млечный Путь. Остаток от взрыва такой сверхновой за 10 дней расширяется на 100 радиусов земной орбиты. Фото: Steve Fossey

«Экстраординарность события в том, что это ближайшая к нам за 40 лет сверхновая типа Ia, - объяснил «МК» специалист по сверхновым из Института астрономии РАН Николай Чугай. - За этот тип звезд дали Нобелевскую премию. Благодаря ей удалось подтвердить процесс ускоренного расширения вселенной. Тип Ia — это так называемые термоядерные сверхновые, то есть связанные с термоядерным взрывом белого карлика. Но есть и другие сверхновые — очень обширный класс так называемых гравитационных сверхновых. Такие сверхновые взрываются за счет резкого обрушения ядра звезды на центр с образованием нейтронной звезды или черной дыры. В «январском» случае белый карлик разносится без остатка».

Хорошо известных примеров таких взрывов в нашей галактике было три: сверхновая 1006 года, 1572 года (сверхновая Тихо Браге) и 1604 года (сверхновая Кеплера). Сверхновая 2014 года вспыхнула на расстоянии в 4-5 раз большем, чем располагается галактика Андромеда (М31), которая считается нашим двойником.

«Сверхновая 2014 года интересна тем, что ее можно изучить в деталях, - поясняет российский астроном. - Сверхновая типа Ia используется для измерения расстояния как некий стандарт свечения. Например, если обычную лампочку переносить в разные места, то можно высчитать за счет этого расстояние по потоку света. Разброс светимости таких сверхновых уже научились учитывать и их удается успешно использовать для измерения расстояний. Кстати, именно благодаря этому моменту и удалось установить факт ускоренного расширения вселенной».

Сверхновая типа Ia имеет характерную кривую блеска, рассказывает российский специалист по сверхновым. «В астрономии это называют кривой свечения. Кривая блеска имеет начальную часть, максимум и спад. Максимум у сверхновых первого типа приходится примерно на 18-й день (+/- 1 день) — то есть от взрыва до максимума блеска проходит 18 дней».

История открытия такова. Сверхновая SN 2014J была замечена 21 января студентом. Преподаватель астрономии предложил учащимся колледжа взглянуть в 35-мм телескоп. Как вдруг один из студентов случайно разглядел в галактике М82 новую звезду. Ночь была облачная, но просветы между облаками все же были».

По архивным снимкам она была обнаружена 15 января (но вспыхнуть она могла 11-12 января 2014 года). «В момент открытия она была примерно 14,5-й звездной величины - сейчас 11,5-й, - говорит Николай Чугай. - Однако свет этой сверхновой частично поглощен пылью в той галактике, где она вспыхнула. Пыль распределена вдоль диска галактики. Вероятно, она не достигнет из-за пыли ожидаемой звездной величины. Она могла бы быть 7,5-8, а из-за пыли, возможно, будет где-то 9-й величины. Пик яркости будет в конце января — в начале февраля. Ее можно будет видеть в любой туристический бинокль».

Во время взрыва подобная сверхновая звезда превращается в расширяющуюся газовую сферу. В последнее время наибольшую популярность завоевывает «альтернативная» гипотеза происхождения таких сверхновых, рассказывает Николай Николаевич Чугай. «Суть: время от времени возникают двойные системы, состоящие из двух белых карликов. Если эти карлики достаточно близки друг другу и если их масса превышает так называемую «чандрасекаровскую массу» (1.4) - скажем оба имеют массу 0.7 и 0.8, то и их общая масса будет 1.4 и больше. Следовательно, потенциально они могут взорваться, если они сольются. Эта система эволюционирует таким образом, что карлики сближаются все ближе и ближе. И в какой-то момент они становятся неустойчивыми, разрушаются и сливаются, образуя один карлик. И вот тогда он и взрывается. Наблюдая эту сверхновую в деталях на самой ранней стадии свечения, когда блеск еще растет к максимуму, можно понять, взорвалась ли эта сверхновая в результате эволюции карлика рядом с нормальной звездой или это слияние двух белых карликов. Потому что система белого карлика с нормальной звездой может изменить свечение на ранней стадии из-за того, что само вещество, летящее с белого карлика ударит о второй компонент и вызовет превышение над стандартным. Мы знаем как выглядит свечение одного карлика. И если мы видим такое превышение, то можем сказать, что произошел взрыв в составе двойной системы (карлик в составе системы, где второй компонент был нормальной звездой). А если мы такого не увидим, то второй компонент был скорее всего белым карликом».

Сверхновая типа Ia — очень хороший подарок для астрономов, которые изучают подобные объекты и хотят в деталях узнать, что там на самом деле происходит, говорит астроном из ИНАСАН РАН. «После взрыва остается в фигуральном плане пустота, которая будет существовать примерно 50-100 тысяч лет (газ будет выметен). После этого его движение становится сравнимым с движением всего остального газа. Со временем индивидуальность этого остатка теряется и перемешивается с тем, что движется и бурлит в межзвездной среде. Скорость газа в этой среде типичная - 10 км в сек (выглядит как хаотическое движение облаков), когда скорость этого остатка становится такой же, как хаотическая скорость этой среды. Но он, заполняясь облаками газа, теряет свою «индивидуальность». На самом деле в среднем состоянии в нашей галактике примерно 50 процентов объема заняты горячим газом, который является остатком от взрывов сверхновых, а все остальное приходится на холодный газ».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру