Рекламщики перешли на подножный корм

В столице стали популярны объявления на асфальте

13 сентября 2010 в 18:14, просмотров: 4787

В этом году во внешнем виде Москвы появились невиданные ранее изменения. Шагу нельзя сделать, чтобы не наступить на нарисованное прямо на асфальте рекламное объявление. Рынок “плоскостной рекламы” еще довольно молод и таит в себе массу нереализованных возможностей — в том числе и потому, что он совершенно “дикий” и властями никак не регулируемый.

Рекламщики перешли на подножный корм
Автор фото: НАТАЛЬЯ МУЩИНКИНА

Найти предложения о размещении объявлений на асфальте не составляет никакого труда. В Интернете предлагают и нанесение надписей краской, и изготовление трафаретов, чтобы потом все делать самому, даже упоминается некая 3D-реклама на асфальте.


Я обратился в первую попавшуюся контору под видом заказчика. По телефону мне предложили прийти в офис, находящийся недалеко от метро “Шоссе Энтузиастов”. Встретил меня молодой человек (на взгляд не старше 24 лет). Офис представляет из себя маленькую комнату с двумя столами и небольшой горкой трафаретов в углу.


— Впервые в городе реклама на асфальте появилась в прошлом году, — говорит рекламщик Дмитрий Мазнев, — ее основателем у нас стал я. Будучи студентом, я продавал игру Twister (большое поле с кружками разных цветов, на которые нужно наступать ногами и руками). Необходимо было как-то разрекламировать товар. Я самостоятельно нарисовал объявление перед входом в свой институт. Дело пошло, и родилась идея: почему бы не сделать то же для других?


Начинающий предприниматель быстро заказал простенький сайт, на котором расписал свои услуги. Из предлагаемого сначала ничего особенного не было — лишь реклама на асфальте, нарисованная краской через трафарет или выведенная мелом. Худо-бедно, но бизнес пошел. Количество заказов все увеличивалось и увеличивалось.


— Через какое-то время мы к своим услугам добавили и изготовление трафаретов, — рассказывает Дмитрий, — сложного в этом ничего нет. В Москве есть заводы, на которых лазерами могут вырезать все что угодно. Сначала заказывались трафареты из пластика, но сейчас мы переходим на металлические листы, так как с ними проще работать и они есть в достатке на самой фабрике.


В последнее время ассортимент предлагаемых рекламных услуг значительно расширился. Визитки (наименование услуги и номер телефона, нанесенные на асфальт через трафарет) — лишь вершина айсберга. Набирает оборот так называемая указательная реклама. Все ее хоть раз да видели. Это могут быть стрелочки, разноцветные картинки, следы ног — главное, чтобы они указывали направление к тому или иному заведению (маршрут от ближайшего метро, например).


— Нам сложно оценить эффективность наших услуг, — говорит Дмитрий, — мы не проводили специальных исследований. Конечно, реклама по телевизору — более надежный способ оповестить о себе мир. Однако кое-какие цифры у нас все же есть. По словам владельцев одной из сетей пивных ресторанов, 20% их клиентов приходят как раз по “стрелкам”. Кроме этого, сильно снизился телефонный трафик заведений, так как посетители больше не звонят, чтобы уточнить, как лучше добраться.


“Трафаретные” услуги — лишь начало. Коммерсанты привлекают к работе художников, которые выполняют сложные заказы. Это могут быть просто необычные картинки на асфальте, призванные привлечь внимание, а могут быть и сложные 3D-рисунки, являющиеся больше не рекламой, а PR-акцией.


— На последнем Московском автосалоне, — говорит Дмитрий Мазнев, — мы сделали большую объемную картину. Создать такое произведение довольно сложно. Суть заключается в том, что когда человек смотрит на изображение, у него создается впечатление большого пространства. Например, провал под землю или колодец, причем зритель уверен, что там действительно что-то есть. Раньше создание подобных рисунков было уделом редких специалистов, каждый из которых хранил свой секрет. Мы подумали, подумали и разобрались сами, как что делать. Создали компьютерную программу, которая сама растягивает изображение для достижения необходимого эффекта.


Примечательно, что и мел, и краска уже не совсем актуальны. На сцену приходят новые технологии. По словам г-на Мазнева, не так давно в Швейцарии придумали специальные наклейки, которые можно прилеплять на дороги. Они не отваливаются, долго не портятся и смотрятся гораздо лучше краски, нанесенной через трафарет. Конечно, стоит это дороже, зато привлекает больше внимания; кроме того, можно заказывать изображение любой площади.


— Мы постоянно ищем что-нибудь новое, — рассказывает рекламщик, — технологий придумано немало. Как только возникает потребность что-нибудь сделать, мы ищем, как это можно реализовать.

Взять, к примеру, необычный способ нанесения текста на асфальт, пришедший к нам из Англии. Нужен обычный трафарет, а также аппарат, подающий пар под давлением. Струя пара, проходя через вырезанные буквы и цифры, очищает и разогревает дорожное покрытие. В конце асфальт становится таким же, каким он был при укладке, — черным. Соответственно, на тротуаре появляется рекламное объявление, набранное черными буквами. Держится такая надпись примерно неделю, потом зарастает грязью. Заказов еще не было, но как только будут, мы без труда их реализуем.


Сейчас те же визитки рисуются обычной краской из баллончиков, а в будущем то же планируется делать из материалов, которые используются при нанесении дорожной разметки. Обычная краска держится от силы пару недель — разметка, учитывая, что по ней не ездят автомобили, гораздо прочнее.


— Работников мы ищем в основном по знакомым, — говорит Дмитрий, — иногда даем объявления в Интернете. Приходят к нам в основном студенты, школьников не берем. Рисуем всегда по вечерам: во-первых, мало людей и никто не мешает, во-вторых, меньше внимания привлекаем. Вообще, власти нам никаких препятствий не ставят. Как-то раз даже рисовали указательные стрелочки до ресторана перед отделением милиции. Раз двадцать нас спросили, что мы делаем, но никто нам не мешал.


Казалось бы, нет ничего проще, как нанести рекламу на асфальт через трафарет. Берешь баллончик с краской, берешь форму с буквами, прикладываешь к поверхности и делаешь. Мы попробовали сделать это сами. На практике все оказалось не так и легко. Во-первых, пластиковый трафарет все время загибался и съезжал из-за ветра (да, металлические, наверное, гораздо удобнее), во-вторых, в конце вместо аккуратных букв получалось несколько рядов непонятных клякс.


— Все дело в сноровке, — смеясь, говорит Дмитрий, — к нам периодически обращаются клиенты и спрашивают, почему у них ничего не выходит. Мы их успокаиваем. Пару раз нарисуешь так рекламу — и все начинает получаться.


Рекламщики на “покрас” выходят в специальной одежде и перчатках. Пальцы пачкаются практически сразу же, куртке приходится не легче, особенно если день ветреный.


Отсутствие серьезной конкуренции, малоразвитость бизнеса и минимальные стартовые затраты привели к тому, что на рынке плоскостной рекламы появляется все больше и больше игроков. В основном занимаются они нанесением объявлений через трафарет. Некоторые приемы (те же 3D-рисунки) требуют определенных знаний и мастерства, простыми же вещами может заниматься каждый.


Разнообразные визитки, объявления, стрелочки распространяются по столичным улицам со скоростью степного пожара. Самое интересное, что сам город с этого ничего не имеет. Хотя бы потому, что реклама на асфальте никакого законного статуса не имеет и живет по правилу: “все, что не запрещено, — разрешено”.


— Для нас главное — эксплуатационные свойства асфальта, — сказали нам в Департаменте жилищно-коммунального хозяйства столицы, — реклама никак не сказывается на состоянии покрытия, поэтому к рекламщикам у нас претензий нет.


Забавный факт: услугами фирм по нанесению рекламы на асфальт пользуются не только разные компании, но и… влюбленные. Уходят в прошлое те славные дни, когда мальчики краской под окнами девушки рисовали “я тебя люблю”, — сейчас романтичные надписи заказывают профессионалам. По словам Дмитрия Мазнева, за это лето как минимум три таких заказа сделали. Клиенты на предложения нарисовать надпись самим отвечали отказом.



Партнеры