Алло, мы все еще ищем таланты

Какой должна быть система поддержки одаренных детей?

“Необходимо завершить создание общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей”, — сказал президент в своем послании. Раз завершить, значит, эта система уже строится. Вот только среднестатистический российский родитель не имеет об этом никакого понятия и не предполагает, что его ребенка тоже могут “найти и поддержать”.

Какой должна быть система поддержки одаренных детей?

Мы как-то привыкли, что талант всегда пробьет себе дорогу. Но, видимо, не в этой стране или, по крайней мере, не в этой жизни. Если уж президент в своем ежегодном послании говорит о необходимости поддержки одаренных детей, то ситуация с молодыми талантами у нас аховая. Хорошо еще, что есть ежегодные школьные олимпиады, по результатам которых мы видим: юные гениальные физики, химики, биологи и математики еще рождаются в России. А как обнаружить будущих Чайковских, Пушкиных и Репиных? Хорошо, что существуют школы для одаренных детей. И все равно их катастрофически мало, и не всегда в них ведется правильная работа. Хорошо, если родители сумели разглядеть в малыше талант и вовремя отдали его в такую школу. И все-таки для того, чтобы эти “штучные экземпляры” пробивали-таки себе дорогу, нужна государственная программа. В том, какой она должна быть, помогла “МК” разобраться член Общественной палаты РФ, директор школы для одаренных детей “Наследник” Любовь Духанина.

— Если у ребенка получается сочинять чудесные сказки, или у него талант к конструированию, или тяга к моделированию, этого во время школьных олимпиад не углядишь, — объясняет Любовь Николаевна. — Для этого необходимо, чтобы учитель сумел распознать этот дар. А соответственно, должен быть совершенно другой уровень подготовки педагогов.

Разглядев маленького уникума среди своих подопечных, учитель должен донести эту информацию до родителей, суметь убедить их (если потребуется) отдать свое чадо в кружок или в секцию. Причем педагогу необходимо знать, где именно находится то учреждение дополнительного образования, в котором ребенку помогут развить свой талант.

Кроме того, работать с одаренным ребенком трудно. Такому человечку нужна не только педагогическая поддержка, но и психолого-педагогическое сопровождение. Причем не только самого ребенка, но подчас и семьи. По словам Любови Духаниной, в новый стандарт педагогического образования уже внесен блок “работа с одаренными детьми”. И буквально следующий набор в педвузы уже начнут обучать по этому новому стандарту. Причем не только учителей начальных классов. Ведь если в первом классе мальчик обнаружил себя отличным хоккеистом, это не значит, что в шестом у него не раскроется, например, актерский талант.

— Второе, что необходимо, — это социальная и даже иногда финансовая поддержка одаренного ребенка, — говорит Любовь Николаевна. — Случается, что школьника надо везти на олимпиаду в другой город, а его просто не в чем везти. Родители просто не могут купить ему приличный костюм.

Кроме того, по словам Духаниной, очень важно поддержать талант в финансовом плане во время учебы в вузе. Студенты из необеспеченных семей уже на втором курсе уходят подрабатывать, причем не по специальности. И тогда подготовка его может пострадать, и талант окажется загубленным.

Еще одним предложением, которое озвучила Любовь Духанина, стало создание некоего портала для российских талантов и самых лучших педагогов, что-то вроде электронной гимназии и социальной сети “в одном флаконе”. Школьник из отдаленного уголка страны сможет повышать уровень своих знаний с помощью педагогов из других регионов, а также выкладывать свои идеи, проекты, получать советы, поддержку и просто общаться со своими такими же одаренными сверстниками.

Также необходимо уже на уровне вузов создавать направление для одаренных студентов. Ведь когда молодой человек попадает в высшее учебное заведение, он учится и развивается в том же темпе, как и остальные, самые обычные студенты. Другими словами, тормозится в своем развитии. Поэтому нужно объединять талантливых в группы, чтобы они могли учиться по более сложным программам.

— Когда же эта система, на ваш взгляд, сможет заработать по-настоящему?

— Если будет на то политическая воля руководства страны, то через 3—5 лет, — дает свой оптимистический прогноз Любовь Николаевна. — Ведь у специалистов есть понимание того, как эту систему нужно строить. Есть планы и наработки. И средства необязательно вкладывать государственные. Есть много желающих вложить в эту программу частные средства, главное, чтобы государство создало такой климат, при котором вкладывание средств было эффективным.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру