Директора школы затравили чиновники

Женщине сказали: “Будешь сидеть на стуле в коридоре”

Глава администрации “нашей новой школы” должен быть активным и самостоятельным. Иначе — просто не выжить. Но это — в теории. На практике же именно такие теряют работу в первую очередь.

Женщине сказали: “Будешь сидеть на стуле в коридоре”

Предстоящий перевод школы в новые формы экономического бытия — автономные учреждения и новые бюджетные организации — потребует от школьного руководства новых качеств. Прежде всего — креативности, инициативы, а главное, умения поворачиваться. Между тем личный опыт многих школьных директоров свидетельствует: все это — опасные качества. Начальство их очень не любит. А обнаружив в подчиненном директоре, карает, не глядя на достижения. В лучшем случае — изгнанием креативщика и затейника из вверенной ему школы.

Именно это, по словам бывшего директора школы №31 г. Карталы Челябинской области Оксаны Андрейко, произошло с ней в текущем году. В директорской должности она не продержалась и полутора лет.

Самостоятельная работа

Начиналось все очень красиво: возглавить карталинскую школу №31 Оксану Андрейко пригласили чины из местного управления образования. Правда, состояние школьного здания не радовало: 47-летняя постройка не ремонтировалась с момента основания и местами начинала осыпаться. Но Андрейко согласилась. Думала: “Так или иначе, а деньги найду. И все эти 5 тыс. квадратных метров аварийного состояния приведу в порядок”.

— Я начала привлекать к проблеме внимание властей, искать средства, — рассказала Андрейко “МК”. — Дошла до местного депутатского корпуса. Ходила, убеждала, рассказывала о состоянии школы. И — первая удача: выделили средства на ремонт окончательно обветшавшей отопительной системы. Затем вызвали в управление образования и сообщили: нашлись средства в рамках федеральной программы ремонта ветхих школ — наша получила на ремонт 6 млн. рублей.

6 млн. — хорошо, но недостаточно. Поэтому, поднимая бюджетные средства, директор не забыла и о частных — начала переговоры с родителями, благо кое-кто имел выходы на могущественный “Газпром”. Добилась успеха и здесь: родители помогли. А с объединенными средствами можно было всерьез заняться ремонтом. Удача окрылила: казалось, ну, теперь горы сверну. А вместо того — первый холодный душ. Неожиданный, а потому показавшийся особенно несправедливым, вздыхает Андрейко:

— После того как деньги нашлись и можно было начинать ремонт, меня снова вызвали в управление образования. И дали капитальный втык. Сказали: “Ваша школа выклянчила эти деньги”. А что значит “выклянчила”? Ремонтироваться-то надо…

Примечательно, что первый урок не прошел для директора даром: хороший учитель ведь не только учит других, но и учится сам. Вот только выводы Андрейко сделала совсем не те, что от нее ожидали. Вместо лозунга “Не высовывайся” взяла на вооружение другой: “Если у государства, региона или муниципалитета нет средств на содержание школы в порядке, учебное заведение должно заработать на свои нужды самостоятельно”. И тут же явилась в департамент образования с новой идеей.

— Город у нас дотационный. Средств нет, понимаю. Значит, надо зарабатывать самим, и вот как: давайте на базе нашей школы откроем дошкольную подготовку! Станем готовить будущих первоклассников, и родители наверняка к нам пойдут: учиться-то сейчас непросто, а тут — хорошая подготовка. Гарантирую, что многие семьи заинтересуются!

И снова облом. Чиновники от образования, рассказывает Андрейко, ее предложение отвергли: “Умная нашлась! Это же никому не надо! Платить никто не будет”.

фото: ИТАР-ТАСС

— Да я же у вас ничего не прошу: ремонт теперь сделаем, игрушек нашьем сами, сами же сделаем учебные пособия и все запустим. Только разрешите…

Но на идею создать подготовительный класс “в департаменте образования все равно наложили вето”, констатирует она. А потом и на другие. Например, превратить школу №31 в экспериментальную площадку по изучению университетского курса “школьный менеджмент”. А как было бы хорошо: тут 31-я могла бы не только добрать теоретических знаний, но и поделиться собственным опытом. Да и подзаработать, причем не на дурной сдаче в аренду площадей, а на образовательной деятельности. Но нет, оказалось, что низ-з-зя.

Не пошла и затея заняться в школе резьбой по дереву. “Опять окрик: “Куда лезешь?” — рассказывает Андрейко. — А нам благотворительный фонд уже дал 50 тыс. рублей и обещал дать еще 200 тыс. На первые 50 тыс. мы купили инструмент (до тех пор в школе не была оборудована слесарная мастерская). Но снова ничего не вышло”. Единственный сухой остаток — копящееся раздражение чиновников. А когда оно достигло критической массы, в точном соответствии со школьной физикой — взрыв.

Закрывается контракт, начинается антракт

В июле 2010 года у Оксаны Андрейко закончился срочный договор на работу в школе №31. И его не продлили. “Вы боролись, а вам сколько раз говорили: сидеть и молчать”, — по версии Андрейко, заявили ей в департаменте образования. Формально же увольнение обставили так, рассказала она: “Нашли “лидера профсоюза” школы (на самом деле у нас такового отродясь не было, равно как и профсоюзного устава) и поставили ему задачу — ходить по квартирам учителей и собирать подписи, чтобы меня убрали, из-за того что я якобы внедряю инновации, которые в школе всех напрягают”.

Кто-то дрогнул и подписал: известное дело — делать что-либо против ветра небезопасно. Другие отказались (позже, на встрече родителей и учителей с городским руководством, куда опального директора, по ее словам, не пустили, защитники Андрейко из числа педагогов напомнили градоначальнику, как она отказалась тратить на ремонт школы тарифный фонд их зарплат). Зашевелились и родители: стали защищать директора в письмах на имя главы города, послали ходоков в минобрнауки Челябинской области. Короче, поднялся большой шум. Но Андрейко все же уволили.

Другая, наверное, на этом бы и успокоилась: мол, выше головы не прыгнешь, плетью обуха не перешибешь и т.д. Заплакала бы и пошла себе тихо-мирно подыскивать новую работу. Но Оксане Андрейко тупая овечья покорность показалась унизительной. И она написала жалобу руководителю профсоюзной организации района. А потом обратилась в суд. И выиграла дело.

— Судья мне сказала: “Мне очень вас жаль и хотелось бы вам помочь”, — рассказывает сейчас Андрейко. — В итоге после разбирательства решением суда меня восстановили на работе. Но на следующее утро я все равно уволилась. Правда, на этот раз уже действительно сама. Мне просто сказали: “Да, есть решение суда, мы понимаем. И выполним его: можете приходить в школу и сидеть там на стуле в коридоре. Новый директор уже назначен, а учителя предупреждены: кто будет считать директором вас, потеряет работу. А этого допустить я ни в коем случае не могла. И ушла.

Вместо эпилога

В управлении образования Карталинского района Челябинской области официально ситуацию с увольнением Андрейко комментировать не стали: “Мы прошли через массу судов, через депутатов и прессу и больше не хотим к этому возвращаться”, — заявили там “МК”.

Однако из неофициальных разговоров явствует: с чиновничьей точки зрения, во всех своих бедах опальный директор виновата сама. Вот только чем именно, так и осталось непонятно: “Предлагать что-то — это одно. А осуществлять — совсем другое дело. Как говорится, хорошо лишь на бумаге, но забыли про овраги. Жить надо по средствам, а не по мечтам. А средств у нас мало. Вот она все говорила: “Управление, дай денег на школу”! А мы что — деньги в кубышке держим? Или не хотим, чтобы в школах все было? Да все, что нам дают, мы сразу туда направляем”.

Правда, серию предложений бывшего директора расшить как раз эту проблему за счет самостоятельных заработков школы чиновники комментировать не стали и как бы оставили за скобками. Лишь обронили: “Она все приписывает себе. А на самом деле частично эти идеи начинало реализовать прежнее руководство школы”. И такое подведение итогов рождает сильные опасения: с учетом опыта Оксаны Андрейко “реализация” так и останется “частичной” — уж больно чревата активная деятельность на этом направлении.

Сама Андрейко после увольнения в школу решила не возвращаться — предпочла почасовую работу в одном из коммерческих учебных заведений. Но о своей недолгой директорской жизни не жалеет: “Меня нет, но деньги на ремонт школы остались. И мне это очень приятно: может быть, кто-нибудь когда-нибудь вспомнит добрым словом”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру