Какие игрушки детям не игрушки

“МК” изучил ассортимент “монстров” в московских магазинах

Скелеты, черепа, жуки после атомного взрыва, большегрудые куклы и однорукие роботы-убийцы. Прочитать — и то страшно, а ведь такими изделиями завалены полки детских магазинов. И надо признаться, они пользуются спросом. В то время как психологи утверждают, что это чревато бессонницей, неврозами и даже расстройством психики малыша. Корреспондент “МК” прошелся по столичным магазинам игрушек, подобрал несколько самых примечательных и узнал профессиональное мнение экспертов-психологов.

“МК” изучил ассортимент “монстров” в московских магазинах

Мама, купи монстра!

Обычная картина для магазина игрушек — маленькие мальчики тянут своих мам и пап к стендам с терминаторами, ниндзями, трансформерами, монстрами и прочей пластиковой нечистью. Причем среди них попадаются особенно зверские экземпляры, представить которых в нежных маленьких ручках пятилетнего малыша просто невозможно.

— Общая проблема таких изделий — их агрессивность, — объясняет начальник координационного аналитического отдела Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек при МГППУ Наталья Моисеева. — Выражение лица, поза — все говорит о том, что они готовы обороняться, защищаться, воевать, убивать. Эти игрушки не учат доброте или открытости. В них отсутствуют любые признаки человечности, а их внешний вид иногда просто пугает. Да, в них есть и мотивы силы, храбрости, мужества, воли. Но способ ретрансляции ужасен. Детям лучше играть в нейтральных солдатиков или индейцев.

На глаза попался огромный череп из серии игрушек “Пираты Карибского моря”. Изучила инструкцию. Оказалось, это пиратские останки и предназначены они для детей от 5 лет. В странный набор кроме “костяной” головы входят еще две маленькие фигурки главных героев. Причем последние зачем-то помещались внутрь черепа и выглядывали из пустых глазниц.

— Странная игрушка, — задумчиво разглядывает череп Наталья. — Не совсем понятно ее предназначение. Отсылки к конкретным героям не дают полета фантазии, не развивают образного мышления. Череп вообще аномален. Он огромный, фигурки маленькие. Нехорошая игрушка.

Юный патологоанатом

Анатомическая тема вообще очень популярна в современных детских развлекалочках. Вот, например, набор “Время науки” — макет человеческого скелета для детей от 8 лет. Игра раскрывает анатомические особенности человека. Казалось бы, и название, и предназначение хорошие. Но, по словам эксперта, для восьмилетнего малыша такие знания излишни и травматичны. Не каждый ребенок способен переварить подобную информацию.

— Это сродни психологическому насилию и способно привести к неврозу. Ребенок может остаться наедине со своими переживаниями, не будет знать, как с ними справиться. А взрослые даже не поймут, что происходит, — рассказывает специалист.

О подробностях физиологии рассказывает еще одна игрушка “Операция. Скорая помощь”. Смысл ее в том, чтобы удалить пинцетом все жизненно важные внутренние органы у больного Сэма. Бедняга при этом лежит на кушетке с закрытыми глазами и ждет своей участи. Чуть выше — емкость для складывания вычлененных частей тела. Набор лучше было бы назвать “Юный патологоанатом”.

— Судя по аннотации, игра развивает мелкую моторику рук. Но на самом деле вытаскивание предметов, хоть и небольших, не может кардинальным образом сказаться на развитии. Кроме того, о таких анатомических подробностях ребенку в 6 лет знать еще рано. Не зря же анатомия преподается в школе только с 9-го класса. Иначе это может испугать, травмировать ребенка, вызвать отвращение или постоянный страх, — говорит эксперт.

С большой головы на здоровую

Девчачьи забавы в виде большеголовых кукол Братц тоже, оказывается, не приносят малышкам никакой пользы. Эти разношерстные красотки “занимаются” шопингом, танцами, носят вульгарные трусики в сетку, лайкровые черные шорты с лифчиком, любят украшения и почему-то питают нежные чувства исключительно к экзотическим животным. По словам психолога, образ этих кукол довольно странный для сознания девочек даже 12 лет, а ведь в Братц играют даже 3-летние малышки. Юные дамы не могут ассоциировать себя с такой игрушкой, поскольку внешнего сходства нет.

— Девочки не занимаются шопингом, у них нет таких ярко выраженных физических форм, они не особо представляют, что такое сексуальность и зачем она нужна. Эта кукла вроде как несет в себе идеальную модель женщины, но, с другой стороны, она урод. Ребенок не сможет следовать образу этой вымышленной дамы, это может вызвать острый невроз, — рассказывает Наталья.

Большой проблемой является то, что озвученный производителем возраст часто не совпадает с интересами целевой аудитории. То есть для больших деток игрушка уже неинтересна, а для маленьких — пока непонятна или вредна.

Кукла — не кукла без ванны и коней

Для современного ребенка игрушки имеют гораздо большее значение, чем для его сверстника лет 20–30 назад. Нынешние дети редко гуляют во дворе, родители до определенного возраста боятся оставить их без присмотра, а при сегодняшнем ритме жизни у них самих не всегда есть возможность отправиться с чадом на площадку. Поэтому игры происходят в большинстве своем дома. Производители об этом знают и зарабатывают на этом немалые деньги.

— Выпускаются серийные игрушки. Партия выходит после какого-нибудь фильма или мультфильма с незамысловатым, но захватывающим сюжетом. Такими монстрами нельзя играть по отдельности, только при наличии целого комплекта или хотя бы его части. Аналогичный принцип используется и при производстве кукол. Те, в свою очередь, требуют одежды, ванны, коней или еще чего-нибудь. Ими завалены все магазины, выбор огромен, — говорит Наталья.

Играют производители и на стадном чувстве родителей. Огромное желание мам и пап, чтобы ребенок был “по крайней мере не хуже других”, вносит свою внушительную лепту в обороты магазинов.

— Лучше купить какую-то игрушку, чем видеть слезы ребенка после того, как он придет после школы и скажет, что его назвали нищим. Понятно, что дети перерастут этот возраст и все поймут. Но они же живут ежесекундно, а не спустя три года, — рассказывает о своих переживаниях мама первоклассницы Екатерина.

Как говорит специалист, в современных игрушках очень силен мотив пародийности, цинизма. Они мало чему учат, зато развлекают ребенка, отвлекают его внимание. Дети не знают, что такое стеб, и не могут расценить его адекватно, воспринимают его слишком буквально. Это создает неправильную картину мира. Именно поэтому родителям стоит следить за тем, что дарят их чаду на день рождения или на какой-то другой праздник.

Кроме того, поначалу не ребенок выбирает игрушку для себя, а родитель покупает понравившуюся ему. А значит, задача семьи — сформировать вкус своих отпрысков, а не удовлетворить личный интерес, — утверждает психолог и владелица магазина детских игрушек Анна Быканова.

“МК” связался с Роспотребнадзором по вопросам распространения подобных игрушек.

— Мы этими вещами не занимаемся, — сообщила пресс-секретарь Любовь Воропаева. — Мы отслеживаем качество, а не то, насколько продукт соответствует заявленному возрасту. Во сколько лет и какими игрушками ребенок должен играть — это вопрос Департаменту образования. А выбор тех или иных игрушек — это уже проблема самого педагога.

— У нас нет обязательной психологической экспертизы, — считает Наталья Моисеева. — Есть ряд организаций — Ростест, Евротест, — которые выдают сертификаты об обязательном гигиеническом соответствии. Также существует запрет на порнографическую продукцию для детей, внутри которого очень много нюансов. Наши специалисты, конечно, могут сделать заключение, но эта экспертиза — добровольная, и мы не можем запретить распространение тех или иных игрушек.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру