Компом по кумполу

Половина московских первоклассников не сможет начать учиться по-новому

Переход младшей школы на новый стандарт образования в ряде регионов рискует не начаться либо вылиться в профанацию. В причинах сбоя на примере Москвы разбиралась корреспондент “МК”.

Половина московских первоклассников не сможет начать учиться по-новому

С 1 сентября первые классы официально переходят на новый федеральный государственный образовательный стандарт — ФГОС. Агитируя за него, власти наобещали народу кучу разных чудес: индивидуальное обучение школьников и развитие их тяги к самообразованию, отход от накачки теорией в ущерб применению знаний в реальной жизни и раннее овладение современными информтехнологиями. Последнему отводилась особая роль, а потому наряду с традиционным каллиграфическим письмом первоклассников обещали обучать клавиатурному, подготовке презентаций и прочим примочкам XXI века. Придумали даже, как компенсировать недостаток мелкой моторики в связи с сокращением объемов письма — через компьютерное лего-конструирование.

Эти и другие разумные решения действительно свершили небольшое чудо: новый стандарт для младшей школы не только не вызвал привычного отторжения населения, но даже толком его не напугал. Казалось бы, жить да радоваться. Но вот незадача: реализовать замечательные новшества можно лишь при должном оснащении всех первых классов прежде всего компьютерами, что, кстати, закреплено и в самом ФГОСе. Вот этого-то в Москве и не сделали.

“Это даже хорошо, что сейчас нам плохо! “

Проблема стала очевидной в конце июня. На слушаниях в Мосгордуме о ходе компьютеризации первых классов выяснилось, что за два месяца до начала учебного года необходимые компьютеры с программным обеспечением не просто не куплены, а даже торги на них не объявлялись. Это, сделали вывод депутаты, гарантированный срыв поставок: “В такой ситуации обеспечить компьютерами к 1 сентября все 1,2 тыс. московских школ невозможно — на это просто не осталось времени”. Таким образом, “закон о стандарте, где прописаны условия к образовательной среде и который должен повсеместно выполняться с 1 сентября, в Москве выполнен не будет”, — подвел печальный итог уполномоченный по правам ребенка в городе Москве Евгений Бунимович.

Говорить о полноценном переходе столицы на новые стандарты в сентябре при таком раскладе нелепо. Сотням школ придется решать совсем другой вопрос: имитировать обучение по новому стандарту или же учить всерьез, но по старому. Причем кто ответит за это, совершенно непонятно. Формально закупками занимаются столичные департаменты информтехнологий и образования. Однако ни там, ни там своей вины не признают. Информтехнологи отговариваются тем, что “до сих пор не знают, сколько и каких компьютеров закупать — потому и переносили сроки проведения конкурсов”. А образованцы на голубом глазу уверяют, что “больших задержек и не наблюдается — просто идет уточнение качества техники: ведь купить-то хочется получше, а каждые три месяца на конвейер ставится новое оборудование, появляется новое программное обеспечение”. Вот, дескать, глаза и разбегаются. Впрочем, “к концу 2011 года по возможности мы оснастим все школы, — все же пообещал начальник управления Сергей Чукин. — Оно, пожалуй, и к лучшему — в связи с предстоящими политическими событиями”.

Мастерская попытка перевода разговора на выборную тематику депутатов озадачила, но не до такой степени, чтобы забыть о деле. Предав анафеме главный тормоз реформ — межведомственные барьеры, они попытались доискаться до других причин фиаско и пришли к выводу, что “дело либо в том, что новые люди растерялись, либо решение изменено в пользу поставщика, с которым выгоднее проводить конкурс”. О своих выводах они сообщили мэру Москвы. И стали ждать реакции. Она последовала незамедлительно.

“Программа плюс”

Вручая через несколько дней государственные награды 38 работникам систем здравоохранения, образования и культуры, Сергей Собянин признал, что в этом году на новый стандарт перейдут лишь около половины начальных школ Москвы: “В этом году мы дополнительно к 200 школам, которые оснащены современным оборудованием по новому стандарту для обучения первоклашек, обеспечим еще 600 школ”.

“Методическая переподготовка учителей завершена, — уточнила “МК” вице-мэр Ольга Голодец. — Идет окончательное обсуждение технических средств, которые обеспечат переход на новый стандарт образования — в Москве ведь это будет не минимально необходимый уровень, а “программа плюс”.

Правда, как “программа плюс” будет работать в первом полугодии, так и осталось неясным. С одной стороны, чиновница заверила “МК”, что “с 1 сентября работать по новым стандартам будут все”. Но с другой — отметила: “Мы не хотим профанации, это слишком серьезная тема, и стремимся быть принципиальными и честными при закупках. Поэтому некоторые школы перейдут с 1 октября, некоторые — с 1 ноября и т. д., а всюду техническое обеспечение, включая широкополосный Интернет, поступит до 1 января”. Неясной осталась и причина задержек. Однако где искать ее, “МК” объяснили эксперты.

Бои без правил

Это только во Франции чуть что — шерше ля фам — ищите женщину. У нас при каждой заковыке — ищи личный интерес. Особенно если цена вопроса 1,4 млрд. рублей, как в случае с поставками компьютеров, необходимых для перевода на новый образовательный стандарт всей начальной школы. Отсюда, а не из банальной межведомственной неразберихи и прочих чиновничьих непоняток и растут ноги, на условиях анонимности разъяснили “МК” эксперты, близкие к правительству Москвы.

Основу проблемы, по версии источника, заложила попытка неких структур “привязать перевод школы на новые стандарты образования к определенной модели компьютера. А именно, к продвигаемым ими “Макинтошам” с программным обеспечением”. Данная продукция компании Apple, по словам специалистов, — идеальный вариант для такой комбинации. Ее характеристики слегка отличаются от всех других — размером экрана, системного блока, иными малосущественными деталями. Заложи их в техническое задание, и конкуренты повержены. Не потребуется даже указывать лоббируемую марку, хотя и это не запрещено: под ТЗ-то подходит только твое оборудование, а у остальных экран оказывается на полдюйма больше или меньше. И пусть конкурент хоть выпрыгнет из штанов: монополист, диктующий цены, — ты. Ну чем не жизнь?

Кое-кто, правда, тонкости этой игры раскусил. В прошлом году при опробовании ее на пилотной стадии проекта Федеральная антимонопольная служба отметила возможные нарушения закона. А в официальных документах московского Департамента экономической политики прямо отмечалось, что, хотя название Apple в ТЗ на поставки компьютеров для первоклассников ни разу не упоминается, совокупность описанных характеристик и программного обеспечения однозначно указывает на “Макинтош”, и даже на его определенную модель — так называемый белый макбук.

Та же история выходила и с описанием точки доступа: ей также соответствовала только техника Apple, настаивали чиновники департамента. А в последние годы “Макинтош” и вовсе стали автоматически устанавливать во всех московских школах-новостройках. И все потому, разъяснил источник “МК”, что “заинтересованные коммерческие структуры чудесным образом оказались аффилированными с городскими организациями, официально отвечающими за поставку оборудования”. Вот своих и двигали.

Хочется сразу оговориться: речи о том, что “Макинтош” — плохой компьютер, не идет. У этого варианта, по словам специалистов, есть свои плюсы: отличный дизайн, удобный интерфейс, простота эксплуатации. Но ведь есть и минусы. К примеру, 80–90% российских пользователей, т. е. подавляющее большинство, работают не на Apple. Так стоит ли под него учить детей и переучивать учителей? Другая проблема — непрозрачность спецификации “Маков”: совершенно непонятно, из чего она складывается. Но главный минус этого оборудования — высокая цена. По расчетам специалистов, два “Макинтоша” стоят как три других компьютера. И разница в масштабах тотальной компьютеризации первых классов набегает приличная: оснастить за ту же сумму два округа Москвы или три. А ведь округ — это около 1 млн человек.

Да что говорить, на выделенные правительством Москвы под компьютеризацию первых классов 1,5 млрд. рублей можно закупить порядка 50 тыс. обычных компьютеров. То есть с гарантией на всех: каждому первокласснику и его учителю, как и предполагалось изначально. “Маков” же точно на всех не хватит: когда решили закупать их, получилось всего по одному компьютерному классу на всю параллель первых классов. Да и тот ущербный: вначале в нем планировалось установить 30, а под конец — всего 15 компьютеров. Вот те, бабушка, и новый стандарт подготовки компьютерных пользователей.

Торги с оттяжкой

Насколько целесообразно такое решение в плане эффективного расходования бюджетных средств, не говоря о требованиях нового стандарта образования, открыто не обсуждалось. Но вот незадача! Именно этот вопрос возбудил живейший интерес нового мэра Москвы Сергея Собянина. А следом и его негодование: изучив документацию по конкурсам, он счел многие из них сомнительными и отменил.

Частично не повезло и компьютерному оборудованию, хотя, чтобы убедить мэра в правомочности выбора дорогостоящих “Макинтошей”, в ход пошли убойные аргументы-подначки типа: “Как же так! При Лужкове Москва могла покупать более дорогую технику, а при новой власти, выходит, нет?! “Не помогло. Не то чтобы от “Макинтошей” решили отказаться. Но вопрос, стоит ли покупать их, остался открытым. И сразу пошли оттяжки с проведением торгов, а следом — срыв полного объема поставок компьютеров к 1 сентября.

Сейчас чиновники обещают завершить их к концу 2011 года. То есть лишь к третьей, а не к первой четверти, как предполагалось вначале. Но и это не факт. Срыв перехода к новому образовательному стандарту переводит вопрос в плоскость ответственности, подчеркивают эксперты. А взять ее на себя не рвется никто: ни Департамент образования, призванный определять общие потребности в компьютерах, ни Департамент информтехнологий, формально ведающий технической политикой, а потому проводящий конкурсы, ни прочие участники процесса. Отсюда новый заряд торможения.

“Все понимают: скорее всего будут какие-то судебные разбирательства, — разъяснил источник “МК”. — И кто возьмет на себя ответственность, на того в случае чего все и повесят. Руководители попросту боятся принимать решения: главное, чем они озабочены — переложить друг на друга ответственность и просидеть до выборов. Жаль только, что при введении нового стандарта вместо обсуждения методики идет спор хозяйствующих субъектов — кто что поставляет. И из-за этой драки в школы вообще мало что поступает. Если бы не она, все поставки давным-давно были бы завершены”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру