Мусульманские дети рисуют Божью Мать

Красная Пресня, Музей Современной Истории России. Безмолвие и пустота. В музейных залах – ни одного человека. Выставка «Мусульманские дети рисуют христианских мадонн».

Если на эту выставку случайно заглянут православные ортодоксы, они могут счесть это оскорблением. А если на выставку заглянут ортодоксальные мусульмане, реакция может быть ещё более жёсткой. Ведь в исламе нельзя изображать Бога, тем более чужого! Что будет с этими мусульманскими детьми? Ведь их имена указаны под картинами. Читаю пресс-релиз выставки – Куцев Валерий Афанасьевич, художник-педагог Детской школы искусств №7 Махачкала Республики Дагестан.

Красная Пресня, Музей Современной Истории России. Безмолвие и пустота. В музейных залах – ни одного человека. Выставка «Мусульманские дети рисуют христианских мадонн».

Разговаривать с художником непросто. 29 лет Валерий Куцев проработал директором художественной школы посёлка виноградарей Мамедкала Дербентского района Дагестана. Потом школу заняла милиция, его выгнали. Последние 10 лет работает в махачкалинской школе искусств. Почти 40 лет с детьми и с живописью. Эта вся его жизнь. Ученики Куцева принимали участие в международных выставках детского рисунка: в Англии, США, Германии, Франции, Аргентине, Иране, Китае, Бангладеш, Сенегале, Канаде, Индии, Бразилии, Японии, Финляндии, а также Тбилиси, Баку, Санкт-Петебурге, Киеве, Риге, Таллине, Москве. Но рисовать с детьми программных зайчиков, пейзажи и натюрморты до бесконечности – невозможно. Лет 15 назад на одно из занятий мальчик привёл свою младшую сестрёнку (не с кем было оставить дома). Её и решили рисовать, посадив на высокий стул. У девочки в руках была кукла, которую она прижимала к себе, а на голове круглая шапочка.

Чья-то детская рука, рисуя шапочку, изобразила над головой нимб. Потом, развивая эту тему, Куцев стал показывать ученикам репродукции икон.

- Дети спрашивали, Кто это? - задаю я вполне естественный для себя вопрос.

- Нет, они всё знают, что это Матерь Божия. – искренне удивляется моему вопросу Куцев.

- Но они же знают, что это не их Бог? – осторожно переспрашиваю я.

- Нет! Абсолютно! – горячится Куцев, - В Дагестане нет религиозного фанатизма! Нет противопоставления ислама и христианства. Особенно у детей! Они этого ещё не понимают!

- А родители не приходят, не спрашивают, чем тут их дети занимаются?

- О чём вы говорите! У нас родители простые, могут прийти, могут не прийти.

- А как вы объясняли своим ученикам, что они рисуют именно Матерь Божию? Дети, воспитанные в мусульманской традиции, не спрашивали – как это у Бога может быть Мать?

- Ну, кто-то знает, а кто-то не знает. Кто задавал вопросы, тому говорил. Я, знаете, как художник, я не проталкивал никакую религиозную идею, мне эта тема интересна сама по себе.

- Для Москвы эта выставка – прецедент. Мадонна с Христом – это Мадонна с Христом, тем более в изображении мусульманских детей.

- Я в Махачкале три выставки таких сделал! На местном ТВ, на радио, в газетах – везде о них рассказывали! На открытии была министр культуры Дагестана, увидев эти картины, она сказала: «Посмотрите, какой прекрасный образ матери и ребёнка».

- Валерий Афанасьевич, а расскажите, как вы попали в Дагестан?

- Вместе с сестрой-двойняшкой я родился в Дагестане на Успение Пресвятой Богородицы. У отца была сестра Наталья, монахиня в миру, жила в Воронеже. Их монастырь разогнали, она то у одних родственников поживёт, то у других. Попросили её приехать к нам в Дагестан помогать с двойняшками. Она согласилась с радостью, но сказала: «Только некрещеных в руки не возьму». И нас с сестрой крестили. В единственном уцелевшем сейчас в Махачкале храме Успения Пресвятой Богородицы. Когда в 1999 году Шамиль Басаев первый раз напал на аварские селения в Дагестане, я как раз первую такую выставку делал. И мы пригласили на эту выставку детей-беженцев.

- А представителей религиозной общественности на такие выставки приглашали?

- Приглашали и батюшку, и муллу, когда эта выставка проходила в редакции газеты «Молодёжь Дагестана». Выставку тогда назвали «Мир вашему дому». Но ни батюшка, ни мулла не пришли, сказали, что в светских мероприятиях не участвуют.

- А в Москве выставка впервые?

- Впервые. В Дагестане проживают около 30 народностей: аварцы, даргинцы, лезгины, лакцы, кумыки, табасаранцы. И у всех свой язык. Но ТВ, радио и газеты в Дагестане выходят на русском языке.

- Хотите, я расскажу вам, как меня благословил Патриарх Алексий I?

- Симанский?

- Где-то в 1968 году, в Эрмитаже, в Тронном зале. Я тогда первый раз из Махачкалы к брату в Ленинград приехал.

- И пошли в Эрмитаж на экскурсию?

- Нет, сам пошёл, один – художник же юный! И вдруг в Тронном зале идёт мне на встречу огромная толпа священников, человек 40! Все в чёрном, а первый – в белой одежде идёт. И вокруг него – молодые, наверное, секретари. Я просто ошалел от такой «компании», так и застыл. Стою и смотрю на них, как они все ко мне приближаются, оцепенел, а вокруг кроме меня, никого нет. А он так улыбается, так на меня смотрит и перекрестил.

- А сейчас в Россию не собираетесь?

- Собираюсь. Но меня, наверное, Бог оставил. Вот для этого… - задумчиво обводит взглядом Валерий Афанасьевич работы своих учеников из махачкалинской школы искусств.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру