Алексей Маврин: «Псоглавцы» — это не фэнтези, не фантастика, не Индиана Джонс и не «Дозоры». Все гораздо реальнее»

5 октября 2011 в 16:31, просмотров: 9952

Удивить современного читателя практически нереально: уж слишком огромный выбор на любой вкус, возраст и развитие. Но вот Алексею Маврину это, безусловно, удастся. Ведь о его дебютном романе «Псоглавцы» уже говорят, как о какой-то легенде, и называют самым громким проектом этой осени. «МК», естественно, встретился с популярным автором, расспросил его о книге, загадочных людях-дэнжерологах и реалиях российской глубинки.

Алексей Маврин: «Псоглавцы» — это не фэнтези, не фантастика, не Индиана Джонс и не «Дозоры». Все гораздо реальнее»

— На обложке вашей книги написано: «Первый в России роман о дэнжерологах». Кто такие дэнжерологи?

— Об этом подробно говорит в книге один из героев, когда его спрашивают о профессии. Позвольте процитировать: «Мы пользуемся жаргонным словом «дэнжеролог». От английского «danger» — опасность. Это не в смысле героя боевика, а в смысле таблички-предупреждения: осторожно... Есть такие артефакты культуры, которые несут людям опасность. Мы отыскиваем такие артефакты, определяем принцип опасности, выясняем механизм действия и решаем, как сохранить артефакт, сделав его безопасным».

— Могли бы вы причислить к дэнжерологам героев каких-нибудь известных книг, фильмов, которые выходили до того, как вы придумали название для людей, занимающихся чем-то подобным?

— Индиана Джонс — прежде всего. Это один из моих любимых героев. А археологов можно, вообще, назвать «профессиональными» дэнжерологами.

В «Псоглавцах» первым дэнжерологом назван Персей. Голова Горгоны — культурный артефакт. Механизм его действия – превращать в камень. Способ нейтрализации — смотреть на отражение.

Еще один подобный артефакт – Кольцо Всевластья у Толкиена.

Но множество подобных объектов существовало и существует в реальной жизни. История одного из них — могила Тамерлана, которую вскрыли в 1941 году, стала, например, основой для двух ставших бестселлерами книг и снятых по ним фильмам. Кстати, пусть приведенные примеры не дадут вам неправильного представления о моей книге. «Псоглавцы» – это не фэнтези, не фантастика, не Индиана Джонс и не «Дозоры». Все гораздо реальнее.

— В вашем романе действие происходит в наши дни в умирающей русской деревне Калитино, чье население состоит из маргиналов или просто никому не нужных и ни к чему не приспособленных людей. Считете ли вы, что Калитино — это образ всей (или большей части) русской провинции? Возможно ли, на ваш взгляд, возрождение, возврат полноценной жизни мест, подобных Калитино?

— Алкоголики, бандиты, «бизнесмены» и социально незащищенные слои населения есть везде. В том числе и в городах, особенно в крупных. Жители Калитино — это образы, доведенные до предела, до своего логического завершения. Жизнь в России — она такая и есть. Все мы в той или иной мере не приспособлены к окружающей нас действительности, просто кто-то более успешно адаптируется, а кто-то — нет.

Что касается второй части вопроса, по поводу провинции, то нынешняя российская деревня утратила былую культуру русской деревни, а современную культуру города не обрела. Нынешняя российская деревня не носитель культуры вообще. Агрессивная среда.

Но это не мои слова. Эти слова говорит один из моих персонажей. Насколько я их разделяю? Все же я поселил в Калитино Лизу – самого светлого человека из всех героев книги. Может быть, это в какой-то мере ответ на вопрос.

— Мы знаем, что сейчас вы пишете новый роман о дэнжерологах. Встретятся ли в нем читатели с героями романа «Псоглавцы» или это будут совсем новые герои в новых обстоятельствах? Будет ли действие происходить в России?

— Герои будут другие, а тема – та же. Все-таки я пишу не сериал, а цикл романов, объединенных сквозной идеей. Псоглавца вы там тоже не увидите. Но таких мест, как мифическое Калитино, в России огромное множество, и все они живут в своей «мифологической» реальности.

— Вы видели буктрейлер на вашу книгу? Понравился ли он вам?

— Буктрейлер однозначно понравился. Режиссеру удалось соблюсти «баланс жанров»: он показал не детектив, не мистику и не мелодраму. Эдакий коктейль из всего, что под руку попалось, — если черпануть не глядя из окружающей жизни. Как и в самом романе.



Партнеры