Будущее столицы — под землей

“МК” побывал на испытаниях метропоезда, который может ездить без машиниста

В конце года по Серпуховско-Тимирязевской линии начнут курсировать два метропоезда, каждый из которых является огромным мощным компьютером. Умная система следит за скоростью движения и мгновенно диагностирует неисправности. В вагонах установлены кондиционеры и двойная система обеззараживания, убивающая, говоря слоганом из рекламы, “все известные микробы”. И, наконец, новый состав может ходить самостоятельно, без участия человека. Последний факт, кстати, руководство московского метро держало в секрете до последнего момента.

“МК” побывал на испытаниях метропоезда, который может ездить без машиниста

Новые составы под номером 81-760 пока не получили официального имени, но между собой испытатели называют их «Катюшами». Сейчас поезда стоят в электродепо «Варшавское», а ночами выезжают на линию для испытаний в «полевых» условиях. Для нас специалисты сделали исключение, разрешив прокатиться по территории депо.

В кабине машиниста с легкостью могут поместиться два десятка человек. Такое большое жизненное пространство разработчики создали впервые. Здесь есть климат-контроль, удобное кресло со всевозможными регулировками, вместительный шкаф для одежды и инструментов.

На пульте управления — множество кнопочек и лампочек. По утверждению машиниста-испытателя, они расположены очень удобно, их использование не вызывает затруднений.

— Вся информация поступает на экран. Мне не надо по опыту догадываться, что где-то что-то произошло. В вагонах установлены камеры видеонаблюдения, в том числе скрытые. Для осмотра я могу выбрать конкретный вагон — хвостовой, второй, пятый... Включаю камеры переднего и заднего вида — все как на ладони, — объясняет машинист. — Если у меня что-то случилось, я нажимаю на «тревожную» кнопку — и информация тут же поступает в ситуационный центр.

На лобовом стекле перед машинистом находится регулируемая солнцезащитная шторка. А справа расположена дверь аварийного выхода с трапом — для удобной и безопасной эвакуации пассажиров в нештатной ситуации.

Рядом с пультом стоит дополнительное кресло, к стене привинчен откидной стул, как в железнодорожных вагонах-купе. Специалисты объясняют, что сиденья нужны для обучения будущих машинистов.

Кнопки позволяют открывать двери в ручном режиме. фото: Наталия Губернаторова

Супертехнологичный состав разработан на базе «Русича». От своего праотца он помимо электронной начинки отличается размерами. «Русич» — 2-секционный, его длина — 28 м, что не позволяет использовать его на старых линиях. «Катюши» же имеют такой же размер, как привычные составы-«полосатики», — 20 м. Тем не менее вместимость состава увеличена — в каждом вагоне поместится больше на 10–12 человек. Есть и отсеки для инвалидов, куда можно поставить коляску.

На всех дверях есть кнопки, которые позволяют открывать двери в ручном режиме. Пассажир сам нажимает на кнопку (и из вагона, и с платформы), двери открываются. Перед отправлением вагона двери автоматически закрываются. Использовать такой режим метрополитеновцы будут, разумеется, только поздно вечером, когда на станциях мало пассажиров.

Впервые в российском метрополитене салоны вагонов оборудованы новейшими системами климат-контроля и кондиционерами. Воздух, подающийся в салон, проходит два этапа дезинфекции: непосредственно внутри кондиционера и в канале под потолком, откуда он поступает в вагон. Обеззараживание основано на действии специально разработанных ламп ультрафиолетового излучения и будет происходить постоянно. Специальная система станет приглушать свет фар при въезде на станцию. Между вагонами расположено устройство, напоминающее забор: оно служит защитой от любителей экстремального катания и предотвращает падение пассажиров на рельсы.

Для людей с ослабленным слухом речевую информацию о маршруте движения дублирует картинка на жидкокристаллических экранах. Планируется информировать пассажиров также о переходах в метро, вокзалах, достопримечательностях города и разного рода событиях. Не исключено, что информационные табло будут показывать в режиме онлайн картинку с улицы, под которой проезжает поезд. «Мы проводили такой эксперимент несколько лет назад в составах на Кольцевой линии: стоял монитор, и пассажиры могли наблюдать, где они проезжают, — говорит зам начальника службы подвижного состава Московского метрополитена Андрей Ковыров. — Людям нравилось, но эксперимент тогда решили прекратить, потому что не было жидкокристаллических экранов, приходилось ставить громоздкие ящики-телевизоры».

— Сейчас мы заканчиваем испытания составов без пассажиров на скорости от 0 до 90 км/час. Как только оба поезда пройдут программу испытаний и все агрегаты будут соответствовать заданным условиям, запустим их на Серпуховскую ветку. Если все будет в порядке, в следующем году Мытищинский завод сделает около 40 таких поездов, и они станут курсировать по Калининской линии, — продолжает Андрей Ковыров.

По секрету испытатели рассказали «МК», что эти поезда уже ездили без машинистов — всем управляла электроника. Но это был лишь эксперимент. Еще несколько лет, пока планы по созданию автоматизированных линий метро не воплотятся в жизнь, поезда будут, как и прежде, водить люди.

По оценкам Московского метрополитена, сейчас на один новый состав приходится 4 старых «полосатика». Полностью парк поездов обновится к 2020 году.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру